Материалы по истории Абхазии

Выпуск первый

  Вступление
  С.Данилов Трагедия Абхазского народа - "Вестник Института по изучению истории и культуры СССР" №1 Мюнхен, 1951г
  Н.Воробьев О неосновательности притязаний грузин на Сухумский округ (Абхазию) - Ростов-на-Дону, 1919г.

Введение


  Предлагаемые небольшие публикации изданы давно, однако долгие десятилетия они оставались неизвестными и закрытыми не только для читателей, но и для исследователей. Особая ценность данных работ состоит в том, что они появились в период оккупации Абхазии войсками Грузинской демократической республики (июнь 1918-1921 гг.) и сталинско-бериевской политики 30-50-х гг., которая «узаконила» эту аннексию грузинских меньшевиков и закрепила Абхазию за Грузией на весь советский период. Их авторы — Н.Воробьев и С.Данилов —7 были непосредственными свидетелями двух взаимосвязанных между собой этапов построения грузинской империи.
  Так, в 1919 г. в Ростове-на-Дону вышла в свет книжка Н.Воробьева «О неосновательности притязаний грузин на Сухумский округ (Абхазию)», которая отражает столкновение русско-грузинских политических и военных интересов в Абхазии, противоречие, возникшее между Добровольческой армией (генералы Алексеев, Деникин) и Кубанским правительством, с одной стороны, и правительством Грузинской республики, с другой. На совещании в Екатеринодаре в сентябре 1918 г. представитель Кубанского правительства Н.Воробьев прямо заявил главе делегации Грузинской республики Е.Гегечкори: «Если говорить о границе Грузии, то нужно установить ее только вплоть до Абхазии, так как у нас имеются сведения, что абхазы готовы пойти на все лишь бы войти в состав России. Правда отмечается в последнее время желание Правительства Грузии огрузинить города, назначаются туда комиссары и пр., но этого слишком недостаточно для* того, чтобы эти округа считать грузинскими». Он говорил тогда: «За Гагринским округом имеется еще и Абхазия, которую отдавать на съедение мы не можем. Грузия должна начинать свои границы за Абхазией, стремление которой к самоопределению нельзя игнорировать только потому, что там живет несколько сотен грузин» (См.: Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии. Тифлис, 1919, с.392, 408).
  Один из видных грузинских меньшевиков Исидор Рамишвили заверял в 1919 г. представителей абхазского народа: «Мы не похожи на завоевателей и не земля здешняя нам нужна, мы ищем соратников в борьбе, с которым мы пойдем вместе к славному великому будущему социализму» (Наше слово, 1919, 21 марта). Представители грузинского правительства убеждали абхазскую интеллигенцию и Абхазский народный Совет, что «они не империалисты, что их не нужно бояться» (ЦГА Абх.АССР, ф. И-39, дд.20а, л.34 об.).
  О шовинистической политике Грузинской республики в Абхазии и сталинских репрессиях в республике пишет другой автор, С.Данилов, в статье «Трагедия абхазского народа», вышелшой н Мюнхене в 1951 г. в «Вестнике Института по изучению истории и культуры в СССР». По всей вероятности С.Данилов долгое время проживал в Абхазии и был весьма осведомленным человеком. В 1937 году в Су-хуме репрессиям подвергся его брат. Огромный интерес представляет подробное описание автором общенационального схода абхазского народа в селе Дурипш в феврале 1931 года, заселение Гагринского района выходцами из Западной Грузии при прямом участии Берия и др. Конечно, в работах Н.Воробьева и С.Данилова есть отдельные неточности, недостатки, но они ни в коей мере не умаляют их документальных достоинств, созвучных той кровавой исторической эпохе, из которой вышли наши деды и мы, и с которой будет связана «генная память» наших внуков и правнуков.
  Станислав Лакоба, кандидат исторических наук.

ТРАГЕДИЯ АБХАЗСКОГО НАРОДА


  Абхазия (по-абхазски — Апсны — «страна души»), одна из самых маленьких автономных республик Советского Союза, лежит Е наиболее живописной части Черноморского побережья. Население Абхазии в настоящее время равно, примерно 200 тыс. чел., и какового числа: абхазцев — около 50000, а остальное население составляют армяне, греки, русские, мингрельцы (грузины), имеется несколько сел эстонских колонистов и в незначительном числе представители других народностей, населяющих Росссию. Все они поселились в Абхазии в XIX и XX столетиях, после присоединения Абхазии к России. Часть населения православной вероисповедования, другая — мусульманского. Находясь долгое время под турецким владычеством, население приняло Ислам После присоединения Абхазии к России, благодаря деятельности православных миссионеров, абхазцы массами начали переходит в христианство. В Пицунде имеется старинный христиански монастырь постройки У11-У111 века, сохранившийся до наши: дней, и закрытый лишь при советской власти.
  До овладения побережья Черного моря турками Абхазия была в свое время провинцией Римской империи и служила местом ссылки провинившихся перед сенатом патрициев. Они ссылались не только со своими семьями, но и со всем штатом слуг, включая и негров; потомки этих негров в небольшом числе проживают в Абхазии и до сих пор, особенно в очамчирском и гальском районах. Они совершенно ассимилировались, и только черты лица выдают и; происхождение.
  В эпоху расцвета Византии Абхазия была колонией ее. Еще греками был построен г.Диоскурия (вблизи Сухума). Развалины этого города, к сожалению, со временем совершенно исчезнут, ибо воды Черного моря все более покрывают и размывают землю в восточном направлении. В Сухуме имеются остатки турецкой крепости Сухум-Кале, в свое время построенной на берегу моря; между морем и крепостью когда-то проходила широкая дорога; в настоящее время крепость находится наполовину под водой.
  Захватив Абхазию, турки не стали вмешиваться во внутреннюю жизнь народа, довольствуясь лишь получением дани. В настоящее время абхазцев, проживающих на своей родине, значительно меньше, чем в Турции, куда они переселились после русско-турецко войны 1877-1878 гг. На Северном Кавказе, за Кавказским хребтом имеется несколько аулов, в которых проживает родственное абхаз нам племя (когда-то составляющее с абхазцами одно) — абазины.
  Абхазцы не имеют своей письменности, поэтому за историческими данными об этом народе следует обращаться к истории соседних народов. В начале XX столетия абхазец А.Чочуа, бывший учитель средней школы (русской), составил абхазский алфавит, но внедрение его в жизнь оказалось весьма затруднительным. Вряд ли можно было найти в Абхазии десяток людей, которые могли бы писать и читать на своем родном языке с помощью этого алфавита.
  Абхазцы, принадлежащие к горским племенам Кавказа, являются отличными наездниками. Они очень любят лошадей — лошадь их лучший друг. Абхазцы известны своим исключительным гостеприимством, отказываться от угощения и внимания, оказываемых гостю, значит глубоко оскорбить абхазца. В Абхазии до сего времени чтут старинный обычай гор, если подвергшийся нападению или преследуемый стал искать спасения в доме абхазца, даже если последний был личным врагом преследуемого, то хозяин дома грудью своей будет защищать доверившегося ему врага, а не даст в обиду... «Адат». В то время как вы находитесь в доме абхазца, ваша особа (гость!) священна для него... Из этого, впрочем, не следует, что, встретившись с вами после этого на нейтральной почве, абхазец не постарается свести с вами счеты (если вы его враг) самым решительным образом...
  Вся работа по дому лежит на обязанности женщины. Мужчина — глава семьи и повелитель — пользуется, в сравнении с женщинами, заметными преимуществами. Весной он обрежет виноградные лозы, покопает цапкой землю на кукурузном поле, удалит сухие ветви с плодовых -деревьев — и на этом, в сущности, его трудовые обязанности кончаются. Все остальное делает женщина. Осенью он принимает участие в сборе урожая, в поле и в саду, все же остальное время он занят своим конем, поездками к знакомым и друзьям. Выполнение остальных работ возлагается на жену.
  При совместных поездках абхазец едет всегда впереди своей жены (у нее своя лошадь), что, несомненно, напоминает о былом владычестве турок-магометан... Последнее время такие обычаи отходят в область преданий — женщина становится полноправным членом семьи. В начале XIX века, после присоединения Грузин к России (в 1801 году), Россия вышла к черноморскому побережью южного Кавказа. Владея Крымом и вновь приобретенной частью черно морского побережья, Россия невольно создала «клещи», в которых оказалась зажатой Абхазия. С севера она граничила с черкесскими племенами (шапсугами), которые признавали владычество России, — на юге же Россия вклинилась на территории христианской Грузии между Абхазией и Турцией. Русский флот, господствуя на Черном море, постоянно курсировал вдоль абхазских берегов... Такое невыгодное положение вассального по отношению к турецкому султану абхазского княжества, в конце концов, привело Абхазию под власть России. В 1810 году владетельный князь Сефер-бей Шервашидзе принял христианство и признал над собой власть России. Россия оставила за абхазскими князьями право управлять страной согласно установившимся обычаям и не вмешиваясь во внутренние дела Абхазии. Россия требовала лишь одного- сохранения мира и порядка как на территории самой Абхазии, так и в соседних районах.
  Благоприятные климатические условия и плодородная почва способствовали быстрому росту сельского хозяйства, по Абхазии распространилось табаководство. Табак, как ценный продукт, приносил плантаторам хороший доход. Народ стал жить зажиточно.
  Следует отметить, что несмотря на имевшее место восстания абхазцев против русского владычества, их земли никогда и нигде конфискованы не были. Абхазия начала быстро застраиваться, появились новые города, открылись школы, больницы, библиотеки, стала выходить газета. В г.Сухуме была открыта специальная школа для абхазцев, обучение и содержание в которой были бесплатны. Абхазцы, желавшие получить образование, принимались во все учебные заведения России без малейших препятствий, наравне со всеми остальными народами. С течением времени появилась и своя абхазская интеллигенция. Многие абхазцы шли в русские военно-учебные заведения, главным образом в кавалерийские училища, откуда они выходили офицерами в русскую армию. Появились абхазцы — врачи, писатели, адвокаты, научные работники... Абхазия потянулась к северу, откуда шло просвещение.
  Культурная жизнь страны заметно росла и укреплялась.
  С легкой руки принца Ольденбургского, создавшего в Абхазии (в Гаграх) первоклассный курорт, на черноморское побережье устремилась российская аристократия и представители торгово-промышленного класса. Началась покупка земельных участков, постройка санаториев и дач. Естественно, что приток денег в Абхазию сильно способствовал поднятию благосостояния абхазского народа.
 
  Первая мировая война 1914-1918 гг. почти не отразилась на благосостоянии Абхазии, так как фронт был слишком далеко, и страна продолжала жить нормальной жизнью.
  Февральская революция внесла изменения в обычную жизнь страны только в том смысле, что царская русская администрация была заменена революционной администрацией, состоявшей из представителей местного населения. Февральская революция была встречена почти и всеми народностями Кавказа весьма сочувственно, даже радостно.
  Жизнь в Абхазии летом 1917 года протекала без каких-либо заметных изменений, выступления коммунистических агитаторов сочувствия или интереса среди абхазцев не вызывали. Даже наиболее деятельные и энергичные абхазские коммунисты, как студент Н.Эшба, Н.Лакоба, М.Лакоба, .Ч.Цагурня, К.Инал-ипа. не могли найти путей к сердцам абхазцев, несмотря на проявленную ими пропагандистскую активность. Народ, веками живший своим собственным укладом, столь богатым обычаями и традициями («адат»), не поддавался на заманчивые пропагандистские лозунги. Несомненно, известную роль в отталкивании абхазского народа от этих лозунгов сыграли бесчинства матросов Черноморского флота (при посещении ими портов и прибрежных городов Абхазии), считавшихся коммунистами.
  После установления власти большевиков в Петрограде ее признания со стороны Закавказья не последовало. Здесь образовалась собственная власть - «Закавказский Сейм», состоявший из представителей Азербайджана. Армении и Грузии. Абхазия также вошла в состав Закавказского Сейма (в составе Грузии).
  Абхазские коммунисты, получив из России поддержку денежными средствами, вновь начали усиленную агитацию среди военнопленных немцев, венгров и австрийцев, а также и среди рабочих, занятых на постройке черноморской железной дороги. К этому времени Новороссийск. Туапсе и Сочи были в руках большевиков, откуда в Абхазию поступало оружие. В начале 1918 года абхазские большевики, вооружив военнопленных и рабочих, сумели захватить Гагры и Гудауты, после чего двинулись на Сухум. Слабые местные воинские части, состоявшие из добровольцев-офицеров, солдат и абхазской сотни, оставили город и отошли за Кодор, где заняли оборонительные позиции. В победе большевиков основную роль сыграли военнопленные, которым было обещано улучшение их жизни и даже свобода.
  Вскоре из Тифлиса прибыли вооруженные части Закавказское Сейма — Грузинская Народная Гвардия, и восстановили власть Сейма не только в Абхазии, но н на всем Черноморском побережье до г.Туапсе включительно. После этого а Абхазии восстановилась нормальная мирная жизнь. В мае 1918 года Закавказский Сейм распался н Грузия была объявлена независимым государством (26 мая), после переговоров с представителями абхазского Абхазия получила автономию. Был создан Абхазский национальный Совет, пожелавший взять управление страной в свои руки, но с первых же дней своей деятельност он натолкнулся на серьезные препятствия в своих начинаниях со стороны грузинских властей, руководимых соцнал-демократами. Представители Грузинской Демократической республики на местах мало считались с настроениями и обычаями иных народов, населявших Грузию, в Абхазии, в частности, они проводили политику, не отвечавшую интересам абхазского народа. На всех административных должностях на территории Абхазии сидели грузины... грузины же руководили всеми государственными организациями. В земельном вопросе были глубокие разногласия между Абхазским Национальным Советом и представителями Грузии. Антагонизм между ними углублялся все более и обещал перейти в открытое выступление против власти. Наконец, абхазцы не выдержали и послали своих представителей к командованию Добровольческой армии с просьбой помочь освободиться от новых завоевателей. Немало абхазцев, офицеров и всадников, тайком ушло из Абхазии и вступило в ряды добровольческой армии ген. Деникина, успешно действовавшей на Северном Кавказе и юге России. Узнав об этом, грузинские военные власти, в лице полковника Тухарели. разогнали Абхазский Национальный Совет, объявив его распущенным. Политическое и административное руководство Абхазии было арестовано.
  Со времени управления страной грузинскими властями экономическое положение Абхазии стало заметно ухудшаться. Притока курортной публики (из России) не было, главная отрасль экономики страны — табаководство, из-за закрытия границ переживала острый кризис сбыта. Основным потребителем абхазских Табаков была табачная индустрия России. Теперь когда этого главного покупателя больше не стало, цены на табак сильно упали: местные же небольшие фабрики (например в Тифлисе) могли поглотить не более 5% готового урожая табака. Все это сильно ударило по благосостоянию населения Абхазии.
  Закрытие границ с Россией вызвало еще другие, крайне отрицательные последствия: поступления муки и продуктов питания прекратилось. До этого основная масса продуктов питания поступала в Абхазию с Украины (мука, масло, скот и т.д.), вплоть, до отрубей и сена, не говоря уже о промышленных товарах.

Советизация Абхазии.


  Территория Абхазии была занята Красной Армией 4 марта 1921 года. Немедленно был организован революционный комитет Абхазии, который выпустил воззвание к абхазскому народу и ко всем народам, населяющим Абхазию. Абхазия объявлялась самостоятельной республикой. С этим временем совпало введение советским правительством НЭПа. Пользуясь лозунгом советской власти «Власть на местах!», ревком Абхазии стал полноправным хозяином страны, предоставив коренному населению известные права и привилегии как в сельском хозяйстве, так и в других областях хозяйственной жизни. Следует признать, что абхазцы-коммунисты свои обещания народу выполнили, за что позже, по приказу Москвы они были расстреляны как «враги народа». Исключением был Нестор Лакоба, который умер при загадочных обстоятельствах в Тифлисе, будучи туда вызванным Лаврентием Берия. С первых же дней советизации Абхазии почти вся абхазская интеллигенция пошла под знаменем Советов, соблазнившись обещаниями абхазских коммунистов относительно самостоятельности страны (что в первый период соответствовало действительности). Многие из них вступили в партию ВКП(б), другие, не вступая в партию, сотрудничали с большевиками и занимали крупные посты.
  Абхазским правительством было командировано в Константинополь специальное лицо с целью убедить находившихся там беженцев и других абхазцев вернуться на родину, причем всем им было обещано полное забвение прошлой деятельности, службы в Белой армии и т.п. Пропаганда возвращенства имела успех, и значительное большинство беженцев вернулось обратно в Абхазию. За границей остались лишь единицы.
  В связи с установлением сообщения с Советской Россией возобновилось посещение Абхазии курортниками и экскурсантами в еще большем масштабе, чем это имело место в дореволюционное время. Начали восстанавливаться санатории, дачи, началось строительство домов отдыха для различных организаций республик и краев Советского Союза, опять появился спрос на комнаты для сезонных курортников, на продукты сельского хозяйства и особенно на фрукты. Жители начали спешно улучшать свои сады, насаждать плодовые деревья и особенно цитрусовые.
  Благосостояние жителей Абхазии стало заметно улучшаться, в городах и селах началась стройка новых домов. В этот период Абхазия действительно была маленьким цветущим оазисом среди огромной страны экспериментов, насилия и нищеты. Недаром об Абхазии говорили как о «счастливой Аркадии».
  Так продолжалось, к сожалению, недолго. На горизонте появились черные тучи, предвещавшие грозу. Приближалась коллективизация сельского хозяйства. Как и всякое советское начинание, оно было сперва проведено в центральных областях Советского Союза, а затем докатились и до окраин. Несмотря на нежелание абхазских властей проводить коллективизацию, они все же были вынуждены подчиниться приказаниям Москвы, хотя и оттянув время по мере возможности. Уже в 1930-31 гг. вопрос о коллективизации был поставлен ультимативно, в порядке приказа. Даже приятельские отношения главы абхазского правительства Нестора Лакобы с самим «отцом народов» не помогли. Коллективизация страны началась, было намечено к ликвидации (как кулаки) несколько хозяйств - искупительная жертва ради спасения всей страны.
  Однако враждебные (партийные) группировки в отношении главы правительства помешали провести этот план в жизнь. По селам разъехались партийные работники, имея на руках твердые указания Москвы о принудительной коллективизации. Крестьяне взволновались, решительно отказываясь от колхозной системы, ни на всяческие ухищрения, угоняли скот в горы, прятали по ущелья и городам, распродавали по небывало низким ценам. Правительство, опасаясь вооруженного восстания, воздерживалось принимать репрессивные меры (на Северном Кавказе столкновения между горцами и войсками НКВД, проводившими коллективизацию, принимали размеры форменных боев). Москва требовал безусловного выполнения приказа. Местные же власти пытались его выполнить без применения силы, опираясь на свой авторитет, что конечно, не имело успеха. Население твердо стояло на своем: «Не желаем колхозов!». В древней столице Абхазии Лыхны крестьянами был собран общенациональный сход протеста. Со всех сторон Абхазии, на арбах и верхами, потянулись к назначенному месту мужчины, женщины и дети. Прибыл на сход и сам председатель абхазского правительства со своим окружением. По старинному абхазскому обычаю в серьезные моменты жизни страны, при решении национальных и общественных вопросов, женщины (и особенно, старухи) играют заметную роль.Молча на поляне собрался многолюдный сход в присутствии представителей власти. Из толпы вышло несколько женщин с распущенными волосами (признак горя) и, подойдя к главе правительства Н.Лакобе, стали благодарить его за проявленную им в отношении своего народа любовь и заботливость. В заключение женщины обратились к Н.Лакобе с «последней просьбой»: разрешить всем абхазам-крестьянам переселиться в Турцию, где им будет хорошо житься среди братьев-абхазцев, переселившихся в Турцию в 1878 году. В то же самое время по шоссе двигалась советская артиллерия — для устрашения абхазцев. Они должны были чувствовать, на чьей стороне сила...
  Представитель правительства всемерно успокаивал взволнованный народ, прося не верить подстрекателям. Однако Н.Лакоба отказался самостоятельно решить этот острый вопрос, ссылаясь на то, что разрешение может последовать только из Москвы. Тогда сход просит Н.Лакобу ходатайствовать перед Москвой о разрешении переселиться в Турцию, на что Н.Лакоба дает обещание. Крестьяне заявили: «Мы оставляем все свое недвижимое имущество, оставляем дома и сады со всеми постройками, возьмем с собой лишь носильные вещи, а все остальное добровольно передаем в пользу советского государства!..»
  (сход продолжался двое суток, и только после того как было получено заверение главы правительства о его решении самому съездить в Москву, сход стал расходиться... Абхазцы надеялись, что «их»> Нестор устроит дело в их пользy, что им удастся избежать колхозов... Надежна абхазцев оказалась беспочвенной. Советская Власть дала время, чтобы страсти несколько улеглись, а затем (через несколько недель после схода) в одну ночь главари выступления были арестованы якобы по делу, ничего общего со сходом не имеющему. Впрочем, коллективизация была временно приостановлена, чтобы дать горячим головам успокоиться. Через некоторое время сам Н.Лакоба был вызван в Москву. Какие там велись разговоры — сказать трудно. Однако после возвращения главы правительства коллективизация пошла в Абхазии иначе, чем всюду в СССР: кулаков, как таковых, не оказалось вовсе, никого не раскулачивали и не ссылали, верховых лошадей не обобществляли. О переселении в Турцию, конечно, не было и речи. Видимо, Н.Лакоба все же удалось на этот раз - выпросить у своего приятеля, «хозяина» страны, какое-то облегчение для «показательной» (курортной) Абхазии.
  Методы коллективизации давали козыри в руки врагов Н.Лакобы. Берия и его сотрудники отлично знали, что все его мероприятия по коллективизации в Абхазии — не что иное, как фикция, а все сводки, посылаемые центру о ее ходе — миф. Быть может, история когда-нибудь приподнимет занавес над этим трагически-темным эпизодом — мы же можем только высказывать догадки, какие переговоры шли в это время между Москвой и Тифлисом. Одно было ясно: для успешной подлинной коллективизации Абхазии и ее чистки необходимо было убрать Лакобу. Понимал это (лучше многих других) и Берия.
  В конце ноября 1936 года Н.Лакобой был получен телеграфный вызов из Тифлиса. Н.Лакоба немедленно выехал в столицу Грузии. Вернуться из Тифлиса ему не было суждено... Труп Н.Лакоба был привезен для похорон в Сухум Эти похороны были поистине проявлением всенародного горя. Вся маленькая страна была в трауре. О действительной причине смерти никто ничего определенного не знал, высказывались многочисленные догадки, официальной версии никто не верил... Вскоре после смерти Н.Лакобы из Тифлиса в Абхазию прибыла специальная бригада НКВД, в которую входили знатоки своего дела, для «водворения большевистского порядка в Абхазии.»
  В первую очередь были сняты с должности и в большинстве случаев арестованы (с последующей ликвидацией) почти все руководители районных и, частично, центральных органов НКВД Абхазии и заменены новыми, прибывшими из Тифлиса. Так почва для успешной работы сотрудников Берии быстро подготовлена. Был назначен новый секретарь обкома КЩб) Грузии, некий А.Агрба, абхазец. Впрочем, он недолго продержался на своем новом посту: кем-то было установлено, что и Агрба является плохим проводником большевистской идеи; его постигла общая участь «врагов народа»: он был расстрелян! Необходимо отметить, что Берия, по происхождению мингрелец, как житель Абхазии, прекрасно был знаком с местными людьми и местными условиями. Все новые мероприятия проводились под его, Берии, непосредственным наблюдением. Чистка Абхазии началась систематически постепенно. В первую очередь были арестованы члены абхазского правительства (ЦИКа), затем очередь дошла до руководителей административных и партийных органов, различных хозяйственных организаций, кооперации, торговли, заводов и т.д.
  После ареста руководителя того или иного учреждения «выяснялось», что все учреждение или предприятие «засорено врагами народа». Вполне понятно, что немедленно приступали к беспощадной чистке от «вредителей» и «врагов народа». Аресту подлежали решительно все: члены партии, комсомольцы, беспартийные, специалисты, научные работники, журналисты, торговые работники (вплоть до продавцов); в селах аресту подвергалась вся местная интеллигенция — о бывших помещиках, зажиточных крестьянах и тех, кто имел какое-либо отношение к членам прежнего абхазского правительства, и говорить не приходится: все они были арестованы и в лучшем случае сосланы на север, в концлагеря, без права переписки.
  Арестное помещение в Сухуме и тюрьма были переполнены. Арестованных, после окончания допросов «с пристрастием», после того как они «сознались» в совершенных ими преступлениях, ночью массами отправляли в Тифлис, где их в ужасных условиях содержали в известном Метехском замке. Большинство арестованных были все же ликвидированы на месте, в Абхазии. Монастырь в Драндах был приспособлен для содержания в нем множества арестованных. Так продолжалось около двух лет, до февраля 1938 года. В 1938 году ни в одном из учреждений Абхазии — будь то учреждение правительственное, административное, органы НКВД, торговля или кооперация, — нельзя было найти ни одного абхазца: все должности, от высших до низших, были заняты пришлыми людьми, главным образом, мингрельцами. Один абхазец, впрочем, уцелел: автор абхазского алфавита А.Чочуа, который и раньше стоял в некоторой оппозиции к правительственной верхушке. Уцелел он то ли потому, что пользовался исключительным уважением всех слоев населения Абхазии, независимо от национальности, то ли потому, что в свое время обучал грамоте мальчика по имени Лаврентий Берия, то ли потому, что он согласился пересоставить абхазский алфавит, отказавшись от латинского шрифта и приняв грузинский; то ли просто потому, что новая власть нуждалась хотя бы в одной импозантной, авторитетной фигуре.
  Особенно сильно отразилась эта чистка на молодой немногочисленной абхазской интеллигенции: почти вся она целиком была уничтожена. История с доктором Анчабадзе особенно показательна для всей этой эпохи...
  Доктор Вианор Анчаба князь, бывший воспитанник Военно-Медицинской академии в Петрограде, был по своей природе натурой увлекающейся. При советизации Абхазии пошел сотрудничать с новой властью. Вскоре был назначен народным комиссаром здравоохранения Абхазии. Будучи беспартийным, пробыл на этой должности до лета 1937 года, когда был арестован органами НКВД в порядке чистки страны от «врагов народа». Примерно в то же время был арестован мой родной брат, работник потребительской кооперации. Долгое время о нем ничего не было слышно. На один из запросов жены моего брата последовал письменный ответ от прокурора по надзору за НКВД: «Ваш муж осужден по 58 статье, как враг народа, и приговорен к 10 годам лагерей без права переписки» (привожу по памяти). Сведения о судьбе арестованных доходили до внешнего мира случайно — из брошенного письма или записки. Редко — от тех немногочисленных счастливцев, кому удалось вырваться из ада (дав подписку о неразглашении сведений о лагерной жизни).
  Однажды я случайно встретил одного моего знакомого, недавно освобожденного после 7 месяцев предварительного заключения в НКВД. Я спросил его, не знает ли он что-либо относительно участия моего арестованного брата. Знакомый тревожно посмотрел по сторонам, покачал головой («нет»), предложил пойти на бульвар, чтобы там, вдали от людей, он мог бы мне поведать о пережитом. Мы пошли... Ему было известно, что я был близко знаком с доктором Аичабадзе, и именно поэтому он мне передал следующее:
  «Однажды ночью двое конвоиров, открыв двери их камеры, внесли какого-то человека, находившегося без памяти, положили его в угол камеры и ушли, заперев дверь. Мы бросились к нашему новому товарищу по несчастью, но он был так обезображен избиением и пытками, что мы были не в состоянии различить черты его лица. По одежде, однако, можно было предположить, что он и не рабочий, и не крестьянин. Его лицо представляло собой одну сплошную страшную массу. Несчастный приоткрыл глаза и что-то замычал (говорить он не мог). Мы ничего не поняли. С большим трудом ему удалось пояснить нам, что он просит пить. Корчась от боли, с большим трудом, медленно он пил поданную нами воду. Утолив жажду, несчастный прилег на полу, не переставая стонать от боли. Так продолжалось трое суток. Видно было, что ему понемногу становится лучше — молодой здоровый организм брал свое. Постепенно мы от него узнали, что он — доктор Анчабадзе. Вскоре его от нас увели. Куда — не знаю... Вероятно, «списали». В определенный час ночи мы слушали гул заведенных машин во дворе НКВД (внутренняя тюрьма расположена во дворе управления НКВД)».
  «Вскоре меня перевели в городскую тюрьму (бывшая турецкая крепость). В камере, куда меня втолкнули, было свободнее и лучше, чем в той, где я содержался до сего времени, но... в камере стоял убийственный запах гниющего мяса... Несколько освоившись, я спросил одного из сокамерников, откуда этот запах. Мне ответили, что в соседней камере помещен шофер Лакобы, который после «обработки» в НКВД теперь разлагается... На следующий день, уже с утра, воздух в нашей камере был значительно чище. Оказывается, несчастный Григорий Амирян, виновный лишь в том, что он был шофером главы правительства, навеки освободился от мучений».
  Все передовые и образованные люди Абхазии были уничтожены. Абхазов, которые могли бы занять места в правительственном аппарате страны — не было. По распоряжению центральных органов Грузии сельскохозяйственный институт субтропических культур в Сухуме был переведен в Тифлис (Тбилиси). Абхазское научное общество было реорганизовано в абхазский филиал Грузинского общества научных работников (с подчинением Тифлису). Единственная газета на абхазском языке «Апсны Капш» была переведена с абхазского латинизированного шрифта на «грузинизированный». Были изъяты все учебники, написанные старым шрифтом и заменены новыми. Государственным языком в Абхазии был русский язык (лишь немногие абхазцы владели грузинским языком).
  Систематически велась подготовка замены государственного русского языка в Абхазии грузинским языком. Не менее энергично велось наступление и в хозяйственной жизни страны: во всех государственных, курортных организациях и в кооперации все руководящие «хлебно-теплые» должности были заняты пришлым элементом, главным образом мингрельцами. Даже такие посты, как председатель ЦИК АССР Абхазии, секретарь абхазского обкома компартии и начальник НКВД АССР Абхазии — были заняты не абхазцами, а мингрельцами. Лишь председатель Верховного Совета Абхазии был абхазец — А.Чочуа. Абхазия, «подстриженная» на новый фасон, даже не соответствовала советскому лозунгу: «государство национальное по форме и социалистическое по содержанию», ибо по форме Абхазия была абхазской, а по содержанию — инородной.
  По распоряжению центральных властей (в Тифлисе), в Гагринском районе, самом лучшем по климатическим условиям районе Абхазии, были сосредоточены санатории и дома отдыха для всей советской элиты, начиная от самого «земного бога». Именно сюда началось переселение мингрельцев, конечно, тщательно проверенных самим Л.Берией, во избежание каких-либо «неувязок» при охране высоких пролетарских курортников. В определенных местах были заложены поселки, в которых начата была постройка деревянных домов в 2-3 комнаты для будущих переселенцев. Поселки были заселены по заранее составленному списку, колхозы были прибраны к рукам через вновь назначенных председателей колхозов, среди которых (за весьма редким исключением) не найти абхазца. Надо признать, что мингрельцы более предприимчивые, более ловкие и легко приспосабливающиеся. Кроме того, они имели поддержку со стороны членов абхазского правительства, с которыми их связывали кровные и родственные узы... В сравнительно короткий срок вся хозяйственная жизнь страны оказалась в руках новопришельцев, абхазцы же были отодвинуты на задний план, на задворки...
  Более 30 лет прошло с того дня, когда были брошены призывные, волнующие лозунги: «Земля крестьянам!», «Самоопределение народам!»
  И вот 30 лет продолжаются издевательства над оставшимися без земли крестьянами и над правами народов на самоопределение...
  «Вестник Института по изучению истории и культуры СССР», Мюнхен, 1951, №1.

 

 

О НЕОСНОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИТЯЗАНИИ ГРУЗИН НА СУХУМСКИЙ ОКРУГ
(АБХАЗИЮ)


  После того как углубление революционных завоеваний довело Россию до гражданской войны и отдельные окраинные части ее были оставлены центральной властью на произвол судьбы, многие из них, в том числе и Грузия, отчасти чтобы спасти себя, отчасти вследствие самостийнических течений, сначала бросилась в объятия немцев, а затем объявила себя совершенно независимой и самостоятельной страной.
  При этом, чувствуя необходимость расширить свои границы, Грузия решила употребить все усилия, чтобы захватить, с одной стороны, Абхазию и, если возможно, Сочинский округ до Туапсе (предоставляя Кубани остальную, менее интересную, часть побережья от Туапсе на Север), с другой стороны — Батумскую область, чрезвычайно богатую ископаемыми, интереснейшую в курортном отношении и единственную в своем роде в Европе по возможности развития экзотических культур: чая, цитрусовых, бамбука, камфорного лавра и многих других растений, имеющих громадное техническое значение.
  Однако Грузия забыла как о возможности заявления своих законных прав на эти области со стороны возрождающейся России, так и о правах и желаниях Абхазии и Батумской области, связанных судьбой не с Грузией, а с Россией.
  Грузия, игнорируя права России и желания населения Абхазии и Батумской области, пытается доказать, как это было на совещании у генерала Алексеева 12-13-го сентября 1918 г. свои права на эти части России, хотя у нее нет на это, как мы увидим ниже, решительно никаких оснований.

Географическое положение и физико-географические особенности


  Сухумский округ, или Абхазия, находится в южной части Черноморского побережья Кавказа между 43 40 и 42 20 с.ш. Границы округа составляют: на севере река Бзыбь, отделяющая его от Черноморской губернии; на юге рекою Ингур Абхазия отделяется от Мингрелии, на С—В границей является главный Кавказский хребет, разграничивающий Абхазию от Кубанской области и, наконец, на Ю—В — Черное море.
  Протяжение с С—В на Ю—В Абхазия имеет около 180 верст. Устройство поверхности Абхазии весьма разнообразно, большая часть ее покрыта горами, и лишь некоторые части берегового пространства и по течению крупных рек представляют значительные долины. В северной части, от реки Бзыби до реки Псырцха горный хребет отстоит от берега моря около 20 верст, причем береговая часть имеет характер то низменности, то возвышенных равнин, пересеченных идущими от хребта перпендикулярно к морю невысокими холмами. Эта, шириною 20-верстная, полоса земли и представляет культурную часть края и заселена главным образом абхазцами. В районе от реки Псырцха и до реки Кодора горы подходят к морю гораздо ближе, суживая культурную полосу местами до 3 — 5 верст. За Кодором горы опять отступают от берега, чем дальше - тем больше, расширяя культурную полосу, которая в Самурзакане (южная часть Абхазии) имеет уже до 40 верст ширины, приобретая характер степной низменности. Горные вершины в Абхазии достигают не выше 13 000 фут.
  Наиболее значительные реки, кроме пограничных Бзыба и Ингура, — Хюпста, Псыртсха, Гумиста, Келассури, Кодор и Гализга.

Климат


  Благодаря высокому хребту, прикрывающему Абхазию от северо-восточных ветров, и влиянию теплых и влажных Ю — 3 ветров, проносящихся над морем, климат Абхазии отличается мягкостью и влажностью. Снегу выпадает на береговой культурной полосе чрезвычайно мало, и бывают годы, когда его совсем нет. Зима начинается только в конце декабря и в январе, а в начале марта уже начинается весна. В сущности, зимы тут совсем не бывает, т.к. очень часто и в январе-феврале бывает совершенно тепло, и в лесах в это время можно найти много цветущих растений; абхазская зима, будучи очень короткой, скорее напоминает русскую осень. Температура редко опускается ниже нуля, и даже в холодные зимы, как зима 1910 — 1911 гг., не падала ниже 7-8.
  Климат Абхазии изучен далеко недостаточно, и подробные климатические данные имеются только для Сухума и его окрестностей. Эти данные и могут характеризовать климат вообще Сухумского округа. Средняя температура в градусах Цельсия составляет для зимы +6,1, весны 12,5, лета 22,6, осени 15,7 и годовая +14,1.
  Кроме большой суммы тепла Абхазия отличается очень сильной влажностью воздуха, причем в Сухуме среднее годовое количество осадков в миллиметрах составляет 1434. Дожди выпадают обильными ливнями, после которых сразу наступает ясная солнечная погода. Благодоря обилию тепла и влаги, даже летом воздух сильно насыщен влажными парами. Таким образом, климат Абхазии значительно приближается к климату влажных подтропических стран.

Флора


  В зависимости от климата и растительность в Абхазии отличается необыкновенной пышностью. Страна покрыта роскошными девственными лесами, состоящими из смеси южных лиственных, хвойных и вечнозеленых пород. На высоте приблизительно 7 тыс.фут. над уровнем моря их сменяют роскошные альпийские луга с прекрасной травой.
  Леса Абхазии состоят из ценных пород: каштана, дуба, клена, липы, пихты, встречаются также насаждения тиса, самшита, грецкого ореха, хурмы, инжира и проч. В лесах встречается много одичалого винограда, некоторые сорта которого, как изабелла, амлаху, авасырхват, качич и апапнышь, отличаются особенно высоким качеством. В лесах много лиан разного рода и вечнозеленых кустарников, из которых особого внимания заслуживают благород ный лавр, а также рододендон, азалия и проч.
  Из культурных растений в садах Абхазии, кроме прекрасных персиков, груш, яблок, айвы, сливы, - в большом количестве встречаются перенесенные сюда представители декоративных и фруктовых растений подтропических стран. В садах можно видеть целые коллекции пальм, южной хвои, вечнозеленых акаций, эвкалиптов, благородный и камфарный лавр, камелии, эвкоммию (дерево, дающее каучук), лаковое дерево, мыльное дерево, магнолии, олеандры, бананы, новозеландский лен и проч. Из фруктовых подтропических деревьев заслуживают внимания: мандарины, лимоны, фейхоа, чайный куст. Прекрасно растет также маслина, огромные рощи которой имеются в Новом Афоне.
  Согласно новейшим учениям международного права и установившейся практике, для присоединения областей к тому или иному государственному образованию, выдвигаются обыкновенно основания:" 1) исторические, 2) этнографические, 3) экономические и 4) волеизъявление населения спорных областей (самоопределение). Обратимся к рассмотрению насколько грузины имеют право заявлять притязания на Сухумский округ, или Абхазию, опираясь на указанные основания: исторические, этнографические, экономические и волеизъявление народа.

Истoрические основания


  1). Абхазия и абхазцы известны по древнейшим литературным источникам. В грузинских летописях сведения об «абхазах» или «Абхазии» встречаются с конца У столетия. У летописца Нестора они также упоминаются, а именно, что народ «абеза» был в числе приходивших в Киев при св. князе Владимире для построения церкви Св.Софии. Затем известно, что в XII веке русские дошли до г.Абезы (Гагры).
  С течением времени политическое положение Абхазии подвергалось значительным изменениям. Известно, что за семь веков до Р.Х. милетские выходцы образовали в Абхазии несколько колоний и через них производили торг с центральной Азией и Индией. Важнейшие колонии их были Питиус (Пицунда) — большой город во времена Страбона, Зуфу (ныне Лыхны), Анакопия (Новый Афон), Диоскурия, известная при римлянах под названием Себастополис (Сухум), Илори, Бедиа и др. В нынешней Грузии — Фазис, в устьях Риона (ныне Поти).
  За 100 лет до Р.Х. колонии эти подпали под власть Понтийского царя Митридата. После Митридата Абхазия подчинилась Риму, причем при Диоклитиане Абхазия была местом ссылки для преступников и христиан. В 545 году абхазцы объявили себя независимыми.
  Около 550 года Абхазию подчинили своей власти византийцы. Следствием этого было распространение в половине У1 века среди абхазцев христианства, причем в 551 г. был построен в Пицунде сохранившийся до сих пор храм во имя Богоматери.
  В 786 г. Абхазия получила собственного правителя с титулом архонта Леона Первого, который объявил себя царем и был родоначальником династии, правившей Абхазией около двух веков. С течением времени в Абхазии появилось много феодальных князьков, враждовавших между собой и ослаблявших центральную власть. В 985г. абхазский князь Феодосии Слепой, не имея наследников, при воздействии грузинского двора, назначил себе преемником сына грузинского царя Гургена, который и царствовал с 980 г. под именем Баграта III. Таким образом, судьба Абхазии слилась с судьбой Грузии и Имеретин, причем Баграт III и его преемники назывались царями Абхазско-Имеретинскими. Любимым местопребыванием этих царей были Кутаис в Имеретии и Никопсия (Новый Афон) в Абхазии, Тифлис же тогда принадлежал эмирам арабским. В начале XII века царь Абхазии-Имеретии и Грузии (Карталинии) Давид 11 Возобновитель взял у арабов Тифлис, перенес туда свою резиденцию, а верхнюю Абхазию до реки Псыртсхи около Никопсии (Новый Афон), известную под названием Зихии, отдал в удел потомкам Ширван-Шахов — князьям Шервашидзе, которые, пользуясь слабостью грузинских царей в следствии борьбы с Чингис-ханом, Тамерланом и владетелями из династии «Черный Баран», — в 1239 г. объявили себя независимыми, а затем в 1462 г., когда Имеретинское царство распалось на несколько княжеств, они отложились от Грузии окончательно, причем территория Зихии была увеличена присоединением к ней южной Абхазии (нынешний Сухумский округ).
  С 1453г. Абхазия, Имеретия, Мингрелия и Гурия начинают подчиняться влиянию турок, которые, устраивая на Черноморском побережье свои крепости, стали постепенно распространять магометанство. Таким образом, Абхазия подпала под власть турок. В начале ХУ11 века христианство в Абхазии совершенно заглохло, Никопсия была занята турками, и в ней поставлен турецкий гарнизон. Под властью турок Абхазия оставалась до 1810 г., когда Сухум-Кале был взят у турок русскими, а владетельный князь из рода Шервашидзе — Сафарбей добровольно принял подданство России и христианскую веру.
  Таким образом, из краткого исторического обзора видно, что Абхазия с 980 г. до начала XII века, т.е. около 150 лет, была как бы в унии с Грузией, а затем с 1239 г. по 1462 г. состояла в некоторой зависимости от Грузии.
  Является ли это обстоятельство достаточным основанием для притязаний Грузии в настоящее время на владение Абхазией? Здравый смысл говорит, что нет. Ведь, если бы счесть это обстоятельство основанием для притязаний грузин на Абхазию, то в равной мере притязания на Абхазию могли бы заявить и греки, владевшие Абхазией еще до Р.Х., а также и римляне и турки. Абхазия отложилась от Грузии еще в 1462 г. Несравненно более исторических оснований для притязаний на Абхазию имеет Россия, т.к. в 1810 г. Сафар-бей добровольно присоединился к России, абхазское население снова приняло христианство и более 100 лет Абхазия находится в составе Российской Империи. До последнего времени ни Россия не заявляла о том, что она отказывается от прав на территорию Абхазии, ни абхазский народ не выражал своего желания отделится от России.
  Из вышеизложенного явствует, что грузины не имеют оснований для притязаний на Абхазию, которая по-прежнему остается соединенной Российским Государством.

Основания этнографические


  Как было указано выше, население Абхазии сосредоточивается, главным образом, на так называемой культурной полосе, между морем и горным хребтом. В административном отношении Абхазия (или Сухумский округ) делится на четыре участка: Гудаутский, Гумистинский, Кодорский и Самурзаканский. Самый северный участок — Гудаутский простирается от реки Бзыбь до Нового Афона и составляет так называемую Бзыбскую Абхазию. Населен этот участок почти исключительно абхазцами, и других национальностей (русских, армян, греков и мингрельцев) там очень незначительное число. Гумистинский участок составляет центральную часть Абхазии от реки Псыртсха, у Нового Афона, до реки Кодор. Абхазского населения в нем почти нет — имеется всего несколько селений. Земля этого участка составляет, главным образом, помещичьи участки, заселенными арендаторами — пришельцами, а также поселенцами: русскими, трапезундскими греками, армянами, немцами, эстонцами и т.д. Третий участок — Кодорский, иначе Абжуа, начинается от реки Кодор и тянется до реки Охурей. Население его чисто абхазское и количество других национальностей (турки, греки, армяне, русские, немцы и пр.) тут весьма незначительное. Наконец, Самурзаканский участок простирается от реки Охурей до реки Ингур — границы Мингрелии. Население его, главным образом, самурзаканцы — абхазского происхождения с значительной примесью мингрельцев. Официальные статистические данные по Сухумскому округу крайне неточные, причем население распределено по рубрикам очень неудачно.
  По данным начальника округа на 1916 г. (см. Кавк. Календарь на 1910 г.), при общем населении в Сухумском округе 197 593 души приходилось:
  Русских –21.978
  остальных европейцев – 6.282
  картвельцев (мингрельцев, имеретин, гурийцев и пр.) - 37.414
  армян - 15.794
  горцев магометан (абхазцев) - 17.676
  горцев прочих исповеданий, не указано каких (самурзаканцев-абхазцев) - 33.605
  абхазцев (христиан)- 60.499
  магометан-шиитов - 1.449
  магометан-суннитов - 1.683
  евреев - 1.213
 
  ВСЕГО - 197.593
  По этим данным абхазцев с самурзаканцами числилось - 111.780
  Картвельцев – 37.414
  Русских – 21.978
  Армян – 15.794
  остального населения – 10.627
 
  Таким образом, большую часть населения составляют абхазцы - 56%, русские — 11%, картвельцы-18%, армяне – 8% и остальных - 7%. Следовательно, говорить о преобладании грузин в Абхазии совершенно не приходится, особенно имея в виду, что значительная часть грузин проживает в городах, главным образом.
  в Сухуме; много грузин проживает в Абхазии временно (торговцы, духанщики, извозчики, мелкие подрядчики, рабочие, арендаторы и т.д.). Картвельцев (грузин) и русских почти одинаковое количество. Очевидно, при 18% картвельцев говорить об основательности притязаний грузин на Абхазию (Сухумский округ) совершенно, не приходиться.

Основания экономические


  Экономическая заинтересованность грузин в Абхазии крайне незначительна. Несомненно, что проживающие в Абхазии до 37 т. картвельцев, главным образом — крестьяне, рабочие, мелкие торговцы, подрядчики, духанщики и пр., имеют в общей сложности значительное имущество, но оно, конечно, неизмеримо меньше, чем имущество 111.770 абхазцев и 22.000 русских, главным образом,— помещиков, имущество которых, как например, Смецкого, Рукавишникова, В.К. Александра Михайловича, оценивается во много миллионов руб. Все же имущество общественно-государственное принадлежит русской казне, и все культурные начинания сделаны на русские деньги. Сюда нужно отнести сооружение шоссе, сооружение шоссейной дороги, создание Нового Афона, культурные ценности которого чрезвычайно высоки, Сухумская опытная станция, целый ряд ботанических садов около Сухума (например, Министерства Земледелия, Смецкого, Синоп и т.д.)', создание ряда санаторий, как, например, Гульрипш и Агудзеры — Н.Н. Смецкого, создание новых Гудаут (сплошь принадлежащих русским), ряда русских селений и пр., — все это оценивается в колоссальные суммы. Таким образом, несомненно, что главные частные ценности принадлежат в Абхазии абхазцам и русским, а общественно-государственные ценности созданы исключительно на счет русской казны и русских капиталов. Общественных же ценностей грузины в Абхазии совсем не имеют, а частные, в сравнении с абхазскими и русскими, ничтожны.
  Кроме материальных ценностей, русские внесли в Абхазию и культуру. Только с приходом русских в Абхазии появились школы, правильно организованный суд, развилась мфговля, стало развиваться сельское хозяйство, русские ввели здесь культуру цитрусовых, садоводство, чай и т.д., организовались банки, появилась почта, больницы, санатории, театр и пр.
  Наоборот, никаких следов грузинской культуры нельзя подметить даже при всем желании.

Волеизъявление народа


  Выше мы уже говорили, что Абхазия состояла в Х-ХI веках, в течение около 150 лет, в унии с Грузией (с 980 по начало XI1 столетия) и затем около 150 лет — в некоторой зависимости от нее. В 1239 г. Абхазия отложилась от Грузии и потеряла с ней всякую связь. С другой стороны, указывалось, что с 1810 г. Сафар-бей добровольно, вместе с Абхазским народом, присоединился к России, и с тех пор до самого последнего времени, т.е в течение более 100 лет, не было выражено никакого желания ни стороны Абхазии отделиться от России, ни со стороны России отказаться от Абхазии.
  Правда, представитель Грузии на совещании у генерала Алексеева 12-13 сентября 1918 г. заявил, что Грузия заключила с Абхазией договор о присоединении последней к Грузии, а затем в печати появились сведения о том, что 11 июля 1918 г. действительно какой-то договор между некоторыми абхазскими представителями и Грузией был заключен, но какова юридическая и моральная ценность этого договора — нам известно. Известно, что со времени заключения, благодаря грузинским проискам, этого договора - между лучшими представителями абхазского народа и грузинами ведется ожесточенная борьба.
  Известно, что при помощи оружия грузины разогнали Абхазское Национальное Собрание, захватили в свои руки всю власть и, путем произведенных под сильным давлением грузинских властей выборов, образовали новый Национальный Совет (около 40 представителей), в который попало менее 10 абхазцев, остальные же грузины. Русских и армян в Совете нет ни одного. Можно ли поверить, что 56% населения абхазцев, 11% русских, 8% армян и 7% прочих национальностей, т.е. 82% всего негрузинского населения добровольно избрало 80% представителей исключительно грузин, не избрав ни одного русского и армянина. Конечно, в такую привязанность к грузинам со стороны русских, абхазцев и армян никто не поверит. Да теперь уже стало известно, что абхазцы, не говоря уже о других национальностях, предъявляют к грузинам категорические требования вывести из Абхазии грузинские войска.
  Очевидно, никакого желания у населения Сухумского округа, кроме составляющего его 10% грузин, присоединиться к Грузии не было и нет, равным образом у грузин нет никаких исторических, этнографических и экономических оснований для притязаний на Сухумский округ.
  Возникает вопрос, какими же побуждениями руководствуются представители Грузинской республики, захватив чисто русский Гагринский район и Сухумский округ и, несмотря на требования командного состава Добровольческой Армии — представителей Великой единой, неделимой России и представителей абхазского народа, — не желают освободить названную территорию от своих войск. Побуждения эти следующие:
  Попытаться захватить у обессилевших временно России очень ценную и дорогую провинцию. Черноморское побережье недаром называют «Русской Ривьерой», «Краем гордой красоты», «Жемчужиной в русской бороне» и т.д. Этот теплый берег имеет колоссальное значение для России в культурном отношении, сельскохозяйственном и торгово-промышленном.
  Близко время, когда Черноморское побережье покроется курортами и дачами, а окружающие их сады с подтропическими растениями будут производить и отправлять на русский рынок несметное количество плодов, мандарин, лимон, апельсин, маслин, винных ягод, фейхоа, аноны и т.д.; когда значительную часть лекарственных продуктов, как камфара, эвкалипт и пр. мы будем иметь из лаборатории Черноморского побережья, когда вся нужда России в чае будет покрываться плантациями Батумской области и Кутаисской губ, когда у нас будет свое оливковое масло, свой каучук (эвкоммия), а из портов побережья будут вывозиться в Россию и за границу леса, марганец, медь, свинец, каменный уголь. Черноморское побережье Кавказа, примыкающее непосредственно к другим областям России, будет для нее тем, что так усердно отыскивают в заморских далях англичане, французы и немцы.
  Как же не попытаться захватить у больной России одну из лучших ее областей, пользуясь, что нет пока той силы, которая могла бы отстоять эту область.
  Уже перед войной представители самостийных партий Грузии, заключившие изменнический договор с Турцией, стремились захватить всю власть и влияние, с одной стороны —в Абхазии, с другой — в Батумской области; они сознавали и сознают, что введенная в свои этнографические границы Грузия остается такой маленькой, такой слабой, что самостоятельность ее существования делается крайне проблематичной при наличии рядом многих враждебных ей, хотя тоже не больших и слабых, но имеющих такое же как и Грузия право на самоопределение народностей (армяне, абхазцы, татары). Грузия, если бы она теперь же не усилилась за счет других народностей, обречена будет на жалкое существование и снова принуждена будет просить о присоединении к России, чего так боятся грузинские шовинисты. И вот, мы видим, как свободная и молодая Грузия, не успев получить еще признания своей самостоятельности, проповедуя о правах малых народностей на самоопределение, прилагает все силы к тому, чтобы инкорпорировать — включить в свои границы — целую страну, поглотить целый, совсем не родственный Грузии, народ абхазский.
  Под флагом выставляемых высоких девизов справедливости и самоопределения, в Грузии во всю ширь развертывается измена, насилие и грабеж.
  Несчастный грузинский даровитый, но темный народ сделался игрушкой в руках кучки шовинистов, точно так же как русский темный народ стал жертвой кучки международных проходимцев.
  Русский народ начинает прозревать. Пора и грузинскому народу вспомнить, что он, добровольно присоединившись к России, сто лет пользовался защитою ее, свободно развивался под ее могучим крылом Пора сбросить тяжелый кошмар и честно загладить свои ошибки. Чем скорее грузинский народ поймет, куда завели его честолюбцы, тем меньше со временем он будет нести ответственность.
  Н. ВОРОБЬЕВ

 

 

САМУРЗАКАНЦЫ ИЛИ МУРЗАКАНЦЫ.


  Самурзаканцы или Мурзаканцы. Абхазия после долгого периода царей стала, начиная с ХVII века, управлять владетельными князьями из фамилии Чачба, (по грузински Шервашидзе). Первым владетелем из этой фамилии был Квап. У него были наследники: Росто, Леван и Мурза-хан, (по восточному) по абхазски Мурзадан или Мурзакань. После смерти Квапа Абхазией стал править старший сын его Росто, который дал одному брату, Левану, в удел часть Абхазии от Кодора до Охурей, т.е. Абжуа, а другому, Мурзакану, от реки Охурей до Ингури. Эта часть Абхазии с этих пор стала носить имя своего правителя, потому и называлась Мурзаканью или Самурзаканью, абхазы же этого владения стали называться мурзаканцами или самурзаканцами, так же, как абхазы Гудаутского округа - Гудаутцами или Бзыбцами, Дальского — Дальцами, Цебельдинского — Цебельдинцами, Гагринского — Гагринцами и т.д. Такое территориальное название отдельных областей Абхазии ввело в заблуждение многих этнографов и бытописателей, так мало вникавших в суть дела. Заблуждение доходило до абсурдности: появились какие-то дальские племена, цебельдинские, бзыбские, самурзаканские и таких племен стало столько, сколько было отдельных территориальных округов и областей в Абхазии. Между тем все они были населены исключительно абхазами, которые вели свою национальную линию за много веков до Рождества Христова. В таком положении оказались и самурзаканские абхазы, окончательно переименованные «Божию Милостью» Николая 1 (1840 г.) в «самурзаканское племя» — «любезное» ему, (так говорилось в грамоте царя, присланной Самурзаканской Абхазии) «за присущее примерное мужество, оказанное ополчением своим в отряде против дальцев при водворении спокойствия в Дале». «В ознаменование благословения» Государя им было пожаловано знамя, которое «повелено было употреблять на службу самодержавцу с верностью и усердием».
  Это позорное знамя и грамота, позорное и гнусное со стороны Государства, не брезговавшего никакими средствами в на травлении брата на брата, — печальное и грустное со стороны самурзаканских абхазов, — за чины, аксельбанты, медали и кресты своих главарей, поднявших оружие против своих сородичей — дальцев, — этих рыцарей без страха и упрека, этих носителей светлой правды в отстаивании священных прав своих, — эти регалии русского деспота до сих пор хранятся в центре Самурзакании.
  Автор книги: «Руководство к познанию Кавказа», путешествуя по Кавказу, проезжая Гурию, Имеретию и Мингрелию, побывал в первых годах 19-го столетия в Самурзакани. Свое описание он начинает так: «С Ингури начинается Самурзакань, теперь область Русская, имеющая жителей совершенно различных нравами от Мингрельцев. Эта страна доныне спорная между Абхазией и Мингрелией: по положению, языку и поколению жителей неотъемлемая частица Абхазии». Далее автор пишет о притязании князей Дадиан на эту область Абхазии: Он говорит: «Мингрелия, зная любовь к себе России, хлопотала об утверждении этой страны за собой». «Повод к этому открылся», — продолжает автор-очевидец — «Главнокомандующий генерал Розен присоединил Самурзакань к Мингрелии. Князь Леван Дадиан донес, что в древние времена Самурзакань, несомненно, принадлежала его предкам, но обстоятельства дали ей возможность отторгнуться и присоединиться к Абхазии. Самурзакань служила как бы наградой за преданность Дадиана», — заканчивает автор.
  Теперь ясен смысл и странный повод такого присоединения Самурзакани к Мингрелии: конечно, по одному «доносу» князя Дадиана о том, что будто Самурзакань принадлежала его предкам — Розен не мог издать приказа о присоединении ее к Мингрелии, ведь Дадиан мог таки же «донос» сделать в отношении Кабарды, Чечни, Дагестана. Тут просто империалистические планы России требовали того, чтобы Дадиан «донес» и за «его преданность к России» присоединить Самурзакань к Мингрелии, т.е. в сущности к России, так как и Мингрелия была уже областью русского царя. Как отнеслось население к этому присоединению? Очевидец продолжает: Но Самурзаканцы не слушались и ненавидя вновь поставленную власть, били, прогоняли чиновников Дадианов. «Мы Абхазы, а не Мингрельцы, зачем ставить над нами власть» которой не знали и не хотели знать; пусть законы Дадиана делают несчастными его подданных, довольно ему и тех; Русские, верно не пойдут в наши горы;» так фиксирует возмущение населения автор, проживая в это тревожное время среди абхазов. Продолжаем цитировать эти ценные сведения очевидца:
  «Уверяя так друг друга, они спешили через Ингур в Мингрелию, к Зугдиды, отгоняли стада Дадиана и захватывали людей в неволю. Словом, они самовольно объявили войну Дадиану. Таким шалостям не было конца. Дадиан только грозил, — продолжает автор, — но наказать Самурзаканцев был не в силах; они же смеялись над его слабостью и говорили: «пусть придет (* Селезнев, проезжая Анаклию в 40-х годах, пишет: «Прежде с Анаклия начиналась Абхазия, владетель которой — Мурзакань имел здесь резиденцию в ХУ11 в.) пробовать наши шашки и пули, первые остры, вторые верны». Буйства усиливались, и потому Русские, вступив под начальством генерала Ахлестышева в пределы их, привели тотчас в повиновение», заканчивает автор. О дальнейшем течении этого вопроса он пишет:
  «Самурзаканцы, смирившись пред русскою силою, однако ж не признавали Дадиана. Они говорили: «хоть режьте, мы не знаем другого владетеля, кроме своей свободы, мы Абхазы, а не Мингрелы». Далее автор-очевидец говорит: «Такая решительность Самурзаканцев, несмотря на увещания, силу, до разрешения вопроса сделали русскою областью, под управлением пристава, живущего в Веди» — заканчивает автор. Конечно, этого и нужно было русским завоевателям: они создали повод, чтобы подчинить себе эту область Абхазии. После этого русские и заставили Самурзаканцев совершить величайшую подлость по отношению своих братьев-дальцев. Автор по этому поводу пишет: «Царь русский, полюбив ее (т.е. Самурзакань), как родную, назвал областью, дав в награду верности и преданности, кроме многих наград народу, еще знамя. Теперь Самурзаканцы, живя в законах русских, не трогают мингрелов», — заканчивает автор интересные сведения, чему он был свидетелем 80 лет тому назад.
  Вот краткая повесть о том, как население этой восточной части Абхазии, — народ такой же традиционный, как все абхазы в отстаивании своей боевой старины, был канцелярией царя переименован в «самурзаканское племя», которое в сущности не существует ни для истории, ни для этнографии, ни для лингвистики; но зато сколько поводов создалось для наступательного национализма, чтобы создавшееся положение использовать для ускоренного проведения всех видов ассимиляции этого, по выражению Селезнева «с вольным духом народа». Интриги, доносы заингурских приверженцев русского самодержавия отторгнули свободолюбивую Самурзакань от всей Абхазии, — тогда еще вольной, и сделали — «приставством» державного царя. Изгоняемые до этого дадиановские чиновники, священники, учителя, общинные писцы, урядники и пр. все были заингурские жители, уже сроднившиеся у себя с порядками приставства. В чем проявилась работа этой теплой, однородной по задачам компании? Автор книжки «Абхазия — не Грузия» дает подробный ответ удивительно-методичного, настойчивого, быстрого, согласованного проведения ими всеми приемов ассимиляции. Самурзаканцы постепенно начинают забывать свой родной — абхазский язык, они должны были научиться языку, — так необходимому в разговоре с чиновничьим миром, — с приставами, урядниками и священослужителями.
  В книге «Абхазия — не Грузия» и в труде К.Мачавариани приводятся интересные факты переделки абхазских фамилий в Самурзакании на мингрельский лад. Мы полностью приводим это, тем более, что такая переделка наблюдается во всей Абхазии. Абхазские названия поставлены впереди:
  Ачба — Анчбая (Анчабадзе)
  Чачба — Шарашия (Шервашидзе)
  Маршань — Маршания
  Эмхи — Эмухвари
  Чабалурхва — Сотискуа (Сотишвили)
  Дзяпш-ипа — Дзепшскуа (Дзейшвили)
  Инал-ипа — Иналискуа (Иналишвили)
  Маан — Маргания
  Лакр — Лакербая
  Жван — Жвания
  Акирта — Акиртава
  Эшба — Эшбая
  Микамба — Микамбая
  Килба — Килбая
  Вардан — Вардания
  Шамба — Шамбая
  Капба — Капбая
  Какуба — Какубава
  Зухба — Зухбая
  Шакрыл — Шакирбая и т.д.
 
  Мы еще раз обратили бы внимание почтенного проф. Хаханова на это обстоятельство и задали бы ему вопрос — кто кого ассимилировал? Чей «более гибкий язык» поглотил менее доступный? Обидно делается, что люди науки, как и руководители государственной судьбой, в области национальных стремлений зашли так далеко, что оказались в полном противоречии со всеми остальными культурными и научными идеалами. Ведь в конце концов, национальное чувство подходит к категории инстинктов, так свойственных животному миру, а потому, если разум над ним не властен, то он переходит в «зоологический национализм».
  Так или иначе, агрессивный национализм в Абхазии был применен и получил здесь удивительные и печальные выражения, так что и теперь требуется величайшая осторожность, величайшая справедливость для его дальнейшего разрешения. Вот почему приходится еще раз отметить мудрость Ревкома Абхазии, объявившего Республикой Абхазию.
  Какую же работу вели в Самурзакани сторонники наступательного национализма? Поело русской революции, когда абхазский народ явно выявил свою национальную суть, столь неприятную для грузинских шовинистов и стал сговариваться с самурзаканским населением о вхождении в союз объединенных горцев, то по жалобе местных священников, — этих шейхов от православия, и других агентов тифлисских шовинистов, - последовало оттуда распоряжение о выделении из Абхазии Самурзакани и присоединении ее к Кутаисской губернии с подчинением губернскому комиссару В.Чхиквишвили. Но в виду протеста населения этого уезда и отказа его от подчинения зарубежному губернскому комиссару — через два месяца Самурзакань опять вернули в родное русло. До этого Самурзаканское духовенство отделилось от абхазского епископства и признало католикоса Грузии. В 1918 г. во всех селах Самурзакани открылись грузинские школы. Абхазский Народный Совет первого созыва, — отвечавший всем чаяниям и взглядам абхазского народа, ко всей этой работе агрессивных националистов отнесся вполне равнодушно, разумно предоставив самому самурзаканскому населению реагировать, как ему угодно.
  Сознательные силы Самурзакани, исключая одного, двух отщепенцев, — «нукеров» тифлисских министров, выразили явное не сочувствие всему этому. Все они говорили, что Самурзаканцы — абхазы, а потому территориальное и культурное отторжение их от всей Абхазии находили величайшей несправедливостью, всюду протестовали и указывали на безумие тифлисских шовинистов, не в меру увлекшихся скверным национальным стремлением, а потому идущих против элементарных прав абхазской нации.
  Такие просвещенные Самурзаканцы, как инженер Какуба, присяж. повер. Зухбая, ученый лесовод Гамисони, доктор В.Ачба, Е.Эшба, Н.Акиртава и много студентов и студенток не разделяли абсолютно политику аггресистов по отношению Самурзакани.
  Не менее диким поступком шовинистов был вопрос о национализации школ. Сухумская учительская семинария, где обучались сыны всех народностей Абхазии, была национализирована, а потому весь курс грузинами проходился по грузински, абхазами на абхазском и русском языках; воспитанников самурзаканцев обязали проходить по грузински.

Хостинг от uCoz