ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНИЯ ГРУЗИНСКО-АБХАЗСКОГО КОНФЛИКТА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УКРАИНЫ В ЗАКАВКАЗЬЕ

В.О.Маляров,
старший консультант
Национального института
стратегических исследований

  Первоочередными и стратегически важными проблемами для Грузии, как отмечают грузинские политики, являются восстановление целостности государства и вопрос беженцев. Последнее воспринимается как проблема геноцида.
  Военное поражение в Абхазии болезненно сказалась на грузинской национальной гордости. Грузинская сторона прилагает все усилия, чтобы установить контроль над территорией Абхазии, привлекая к этому процессу, как государства СНГ, так и мировое сообщество. На первом заседании Совета национальной безопасности Грузии было определено неотложные проблемы, которые должны решаться в ближайшем будущем. Э. Шеварднадзе указал, что прежде всего следует завершить разработку Концепции национальной безопасности, которая включает в себя и стратегию решения абхазского конфликта.

  История конфликта
  Конфликт в Абхази - не только грузинская проблема. Как источник нестабильности в всем Кавказском регионе он той или другой мерой задевает интересы многих этнических и политических групп. Прямо или опосредствованно у противостояния была втянута Грузия, Абхазию, Россию, северокавказские республики, Армению и Турцию.
  Абхазы продолжительное время были тесно связаны с грузинами, имея довольно условную (за советских времен) автономию, однако они сохранили национальную идентичность и в значительной мере "национализированы" местные властные структуры. Большинство ключевых должностей в администрации автономии сели именно этнические абхазы. Основной спецификой формирования местной власти был протекционизм, и вдобавок по партийному принципу. Это привело к образованию крепкого прокоммунистичного аппарата, что и при руководстве президента З. Гамсахурдиа всячески проявлял свою нелояльность к Грузии. В то время, когда большинство грузин стремилось достичь независимости часто ценой политической конфронтации, абхазское руководство, опираясь на поддержку коммунистов тогдашнего Советского Союза, начало сближение с представителями его Вооруженных сил, вмешательство в конфликт которых со временем принесло победу Абхазии. Невзвешенная национальная политика правительства З. Гамсахурдиа вызвала взрыв национализма на западе страны. Противостояние усиливалось как со стороны грузинских праворадикалов, так и со стороны абхазов.
  Ситуация заострилась с введением грузинских войск в Абхазию. С 1 июля 1992 года, после установления дипломатических отношений Тбилиси с Москвой, начался процесс признания Грузи ведущими государствами мира. Это стало поводом для установления контроля за всей территорией страны, но с вмешательством в конфликт горных народов Кавказа (традиционных союзников Абхазии) ситуация стала просто неуправляемой.
  Началась конфронтация с участием не только кавказских народов, но и исламского мира. Позиция России явилась еще одним фактором развертывания конфликта. Тогда, как Грузия отказалась вступать в СНГ, а Абхазия всячески проявляла свою лояльность к Москве, последняя начала сближения к Сухуми. Однако после падения режима З. Гамсахурдиа новый лидер Грузии Э. Шеварднадзе попробовал спасти страну от гражданской войны, начав прямые переговоры, но к тому времени значительные воинские силы уже были втянуты в конфликт. Неспособность осуществлять реальное управление воинскими формированиями, отсутствие единой позиции грузинского руководства относительно Абхазии привели к потере контроля за ситуацией и стихийных вооруженных стычек между подразделами грузинской армии и абхазскими сепаратистами.

Позиции сторон
  Позиция Абхазии в конфликте отмечается крайним радикализмом, большинство его населения не верит в возможность проведения паритетных переговоров, которые обусловлены прежде всего жесткой позицией грузинского руководства относительно его основных требований: включение Абхазии в состав Грузии и возвращение 300 000 беженцев, который втрое превышает население самой Абхазии.
  Следует отметить, что грузинское население Абхазии есть сравнительно неавтохтонным, хотя традиционно грузины составляли большинство ее населения.
  В условиях конфликта стороны сталкиваются не только с расхождением интересов, но и с расхождением интерпретаций событий, поскольку население Абхазии воспринимает законные (с точки зрения международной практики) требования грузинской стороны, как неоправданное давление и попытку возвратить территории, которые не принадлежат Грузии. В то же время каждая следующая попытка Тбилиси хотя бы как-то отстоять собственные интересы, пропагандируя идею объединения всех народов Грузии в единое государство, используя при этом как исторические, так и политические прецеденты, натыкается на негодование, которое приводит к все большему обострению ситуации. Несмотря на максимально приемлемые условия автономии, абхазы не воспринимают эти предложения, как оправданые, что и дальше углубляет кризис.

Роль России
  Как отмечают обозреватели, главная роль в решении абхазского конфликта принадлежит Росси, что и стало причиной определенной напряженности в грузинско-русских отношениях. Грузинское руководство неоднократно было недовольно процессом его урегулирования, стараясь при этом максимально использовать потенциал мирового сообщества. С одной стороны, Тбилиси заинтересованный в надежных грузинско-русских взаимоотношениях, а со второй, опосредствованно, в ограничении присутствия, а итак же влияния России в регионе, который постепенно приводит к стагнации отношений между двумя странами и соответственно заставляет Москву более жестко отстаивать собственные интересы. Все частще в Грузи высшие должностные лица заявляют о необходимости просмотра отношений с Россией, которая, по их мнению, есть той силой, которая инициировала, а теперь контролирует сепаратистские силы на территории Грузии.
  Грузинское руководство готовое продолжать курс на стратегическое партнерство с Россией, но при условии, что Грузия восстановит свою территориальную целостность, то есть Россия на самом деле будет рассматривать Абхазию, как составную часть Грузии.
  В данном случае заинтересованность грузинской стороны в сотрудничестве с Россией состоит в том, что это может решить абхазскую проблему, ведь, кроме России, у Абхазии нет надежного союзника. Москве же дружные отношения с Тбилиси дают возможность увеличить количество единиц воинской техники на Кавказе (используя грузинскую квоту по соглашению по фланговым вооружениям). Однако все это может состояться не раньше, чем Грузия восстановит свою территориальную целостность.
  Самая Россия все больше теряет свое влияние в регионе. Это связано с обострением ситуации на Северном Кавказе, народы которого проводят все более независимую политику, которая формируется на тлении постоянных этнических конфликтов. Последние угрожают разрушить шаткий баланс во всем регионе. При обострении ситуации на Северном Кавказе, Россия в значительной мере утратит контроль за регионом, который будет прецедентом для возникновения сепаратистских расположений духа на других территориях РФ. Поэтому русское руководство призывало Тбилиси ускорить процесс интеграции на двусторонней основе, которая, вероятно, может спасти авторитет Москвы, которая взяла на себя миссию относительно обеспечения стабильности в регионе.
  Непосредственно заинтересованное в получении необходимого количества вооружений, которые со временем должны перейти в собственность Грузии, его руководство подписало договор о размещении русских воинских баз на своей территории, положение которого предусматривало восстановление территориальной целостности Грузии, помощь России при создании грузинской армии, ликвидации вооружений, которые принадлежат сепаратистским силам. Не одно из этих условий до сих пор не выполнено.
  Абхазия усматривает в Росси поручательство собственной независимости; Грузия надеется на решение проблемы территориальной целостности при посредничестве последней. Однако Россия сама находится в определенной зависимости от решения абхазской проблемы.
  Э. Шеварднадзе неоднократно заявлял, что пока не будет восстановлена территориальная целостность Грузии, парламент республики не ратифицирует соглашение относительно русских баз на грузинской территории. Уже сегодня Грузия сыграет важную роль в системе региональной безопасности и политических коммуникаций, налаживая двусторонние отношения с Турцией, Азербайджаном и со странами клуба "Друзей Грузи", то есть создавая многополярную систему внешней политики, которая разрешает ей влиять на ситуацию в регионе.
  Поэтому грузинский парламент, разные политические партии и некоторые высшие должностные лица все чаще ставят вопрос о выводе из территории Грузии всех русских войск. Кроме того, рассматривается возможный выход с СНГ, в которою Грузия вступила, надеясь с ее помощью (и прежде всего Росси) урегулировать абхазскую проблему. Таким образом, Грузия в дальнейшем будет все больше полагаться на двусторонние отношения с странами СНГ, среди которых Украина составляет для нее основной политический интерес.
  Первым конкретным шагом грузинского руководства относительно просмотра отношений с Россией постоянный отказ Грузии подписать проект декларации относительно принципов установления и поддержание режима внешних границ СНГ, а также ряд других документов, которые были предложены на заседании Совета командующих погранвойск СНГ 12 сентября 1996 г. в Тбилиси.
  31 октября 1996 г. представители 17 малочисельних, но радикально настроенных политических организаций и партий Грузии создали в Тбилиси "Комитет по деокупации Грузии". В принятом уставе и декларации зафиксировано, что организация будет действовать до тех пор, пока последний военнослужащий ВС Росси не оставит территорию Грузии. Комитет также будет пропагандировать идею вступления Грузи в НАТО. А в конце 1996 г. парламентская фракция "Национал-демократическая" предложила на рассмотрение парламента Грузии проект закона о защите территориальной целостности Грузии. Один из пунктов проекта требует немедленного вывода из территории республики не только миротворческих сил, а и всех русских войск. Фракция также выступила с предложением аннулирования соглашения "О сотрудничестве и добрососедских отношениях между Грузией и Россией" и договора о вступлении Грузии в СНГ.
  Несмотря на опасность обострения разногласий на Северном Кавказе, Россия может продолжить затягивание решения абхазской проблемы в пользу Грузии. Это будет подталкивать ее к сближению с западными странами, прежде всего с Турцией и США, которое приведет к возрастанию роли последних в регионе.
  Позиция других закавказских республик будет более умеренной, в частности Армения будет выступать за создание гибкой модели решения конфликта. Со временем она попробует применить опыт Грузии для решения проблемы Нагорного Карабаха. Турция, вероятно, в дальнейшему не будет вмешиваться в конфликт, сохраняя при этом дружные отношения с Грузией.
  Для Украины конфликт в Абхази, как и другие этноконфликты на территории Грузии, представляет значительную опасность, поскольку задевает ее национальные интересы. На сегодня Грузия есть наиболее перспективным партнером Украины в Закавказье, которое со временем может поддерживать ее интересы не только на Кавказе, а и в всем Черноморском регионе. И вдобавок через территорию Грузии проходят стратегически важные для Украины транспортные коммуникации. Однако нестабильная политическая ситуация в этой стране может нанести ущерб украинским интересам в регионе. Украина прямо или опосредствованно втягивается в конфликт, даже если это не отвечает ее непосредственным интересам, поскольку на сегодня Киев не поддерживает прямого контакта с Абхазией, имея и вдобавок недостаточные рычаги для осуществления политического влияния ни на одну из конфликтующих сторон. Украина всячески подчеркивает свое желание сохранить мир на Кавказе и выступает за более скорое решение абхазской проблемы. Перспективной стратегией для Киева может стать поддержка позиции Грузии в отладке прямого диалога относительно абхазской проблемы с сторонами, которые непосредственно принимают участие в решении конфликта. В частности, с странами-членами группы "Друзья Грузии", в особенности США и Россией, а также странами СНГ.
  Развертывание конфликта и невозможность России решить его приведут к дальнейшему возрастанию напряженности в Грузии. Это вызовет еще большее давление на правительство с требованиями занять жесткую позицию относительно решения конфликта с дальнейшими требованиями немедленного вывода всех русских войск из территории Грузии. Кроме этого, несмотря на достигнутые при посредничестве России договоренности между Сухуми и Тбилиси относительно недопустимости применения силы, сохраняется опасность восстановления вооруженной конфронтации, поскольку с течением времени праворадикальные силы с обеих сторон будут разыгрывать абхазскую карту для усиления собственного политического влияния; а реальных возможностей решить конфликт путем переговоров пока что нет через непримиримые позиции сторон.
  Дальнейшая политика Украины на Кавказе должена быть направлена на расширение украинского присутствия в этом перспективном регионе, однако лишь при наличии стойкой поддержки международных организаций (ООН, ОБСЕ и прочие).

Назад 

Хостинг от uCoz