ПРЕДИСЛОВИЕ. ВОЙНА. РАЗРУШЕНИЕ СВЯЗЕЙ И МИФОТВОРЧЕСТВО.

   Самым устойчивым и самым стабилизирующим в течение столетий фактором существования государства является система сложных связей, обеспечивающих сосредоточение и распределение продуктов, а также социальную защиту людей на данной территории. Рождаются, живут и умирают люди и населенные пункты, по своим законам развивается политическая жизнь, мигрируют народы. Но до тех пор, пока государство - мезокосм - как целостность остается, большинство этих процессов проходит в рамках законных традиционных установлений и их негативная сторона уменьшается, завязая в инерционности государственной мезосистемы. Естественным образом разрешаются внутренние напряжения и преодолеваются внешние воздействия - как социальные, так и природные. Государство естественным образом мобилизует силы так, что после разного рода нарушений эти силы стремятся возвратить систему в прежнее состояние. Аналогично система противодействует и "прогрессивным положительным начинаниям", действуя, подобно естественному отбору в природе, не улучшая породу, а лишь стабилизируя вид: в первую очередь гибнут не только самые слабые, но и самые сильные - герои, пассионарии.
   Нарушение консервативной стабильности государства приводит к тому, что общество уже не находит в себе сил бороться с внешними по отношению к нему негативными процессами. Происходит разрушение исторического самосознания народа, вслед за которым приходит безразличие к культурному и природному наследию и к его истлеванию.
   Биосфера - макрокосм - постоянно стремится снивелировать разрушительные результаты человеческого воздействия. Эта реакция биосферы, если она подконтрольна человеку, не опасна, но в случае кризисной, обвальной ситуации, происходит разрушение всей биосферы в целом. Эффект лавинообразно приводит к трагическим последствиям, против которых общество, особенно больное, уже не находит средств борьбы. Кстати, о действительных лавинах. Совсем еще недавно на горных дорогах Кавказа стояли пушки, из которых расстреливались лавиноопасные склоны. С началом кавказских войн эти пушки стали использовать для других целей. А снег для лавин беспрепятственно накапливается и лавины разрушают дороги и поселения. Аналогично реагирует на разрушение государства и микрокосм - человек. В первую очередь разрушается, естественно, его самое тонкое основание - психика.
   Государственная катастрофа, особенно, если она обвальна, как это обязательно бывает при гражданской войне, накладывает на человеческое общество свою деструкцию и деформирует личность. В этом случае общество, оказываясь в непривычной, некомфортной для него ситуации, стремится, как и макрокосм -биосфера - свести новшества на нет. Здоровое общество строит дамбы, сажает леса, сеет хлеб, пишет и читает книги или с оружием в руках защищает Родину, а больное пытается решать проблему не в реальном мире, а убегая от него в систему мифов, уводящих из некомфортных реальностей, позволяющих снять с себя ответственность за происходящее и дающих право на новые нормы поведения и морали, которые в обычных условиях выглядят в лучшем случае нелогичными, а в худшем -преступными или безумными.
   Обычно первый толчок к такому мифотворчеству дают заинтересованные группы людей, партийные и правительственные идеологи. Но нельзя обвинять только их. По тому, как легко эти мифы принимает народ и какие раскидистые формы они образуют, было бы неверно обвинять в результатах воздействия таких мифов только их творцов. Разрушительные мифы оказываются нужными и верхам, и низам. По реальным последствиям, которые за ними последуют, мифы делятся на мистические, уводящие в пассивный психологизм, и сайентистские, наукообразные, которые предлагают ложные, отвлекающие пути деятельности (якобы опирающиеся на науку). Затем идут мифы о национальной и религиозной элитарности (для себя) и неполноценности (для "них") - самые кровавые мифы ХХ-го века.
   Наше время - время кажущегося "научного" знания, пустующие ниши которого заполняют мифы о пришельцах из Космоса, о Лохнесском чудовище, о Бермудском треугольнике, об Атлантиде, о снежном человеке, о "летающих тарелках", об усыхании Каспийского моря, о разрушении озонового слоя, об угрозе сероводородного пожара на Черном море, о "суверенитете", о "территориальной целостности" и т.д.
   Однако, мы пишем не трактат. И поэтому остановимся лишь на нескольких мифах, формирующих атмосферу вокруг абхазской войны.


[Оглавление] [Дальше]

Хостинг от uCoz