ГЛАВА 2. ВОЙНА В АБХАЗИИ В ПУБЛИКАЦИЯХ И ДОКУМЕНТАХ

ООН, ОНH и другие.

   Тбилиси (ИТАР-ТАСС). Председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе провел беседу по телефону с находящимся в Москве генеральным секретарем ООН Бутросом Гали, которая состоялась по инициативе последнего. Генеральный секретарь поздравил собеседника с достигнутыми в Москве договоренностями об Абхазии. "Куранты", 5 сентября 1992 г.

***

ООН. Совет Безопасности.
Письмо Генерального Секретаря ООН Президенту Совета Безопасности.
Оctоbеr 7, 1992
Dеаr Мr. Рresident

   Я имею честь обратиться к заявлению Президента СБ от 10 сентября 1992 года о конфликте в Абхазии... Миссия представителей доброй воли во главе с Густавом Фейселом, директором департамента Политики с 12-20 сентября. В Тбилиси встречи - с Шеварднадзе, Чикваидзе, Кавсадзе, с представителями Госсовета и некоторых политических партий. Миссия также была в Сухуми, столице Абхазии, где имела возможность встретиться с представителями ВС Абхазии, включая первого заместителя Председателя ВС. В дополнение, миссия выехала в город Гудаута, где временно находятся руководители абхазской части ВС. В Гудаута миссия обстоятельно беседовала с Председателем ВС мистером Владиславом Ардзинба. Находясь в Сухуми и Гудауте миссия также встретилась с представителями Международного Красного Креста. После возвращения в Тбилиси миссия встретилась еще раз с Шеварднадзе и также с представителями дипломатических кругов.
   По возвращении в Нью-Йорк миссия представила мне подробный отчет с наблюдениями и выводами. Я имею честь приложить здесь же краткое изложение доклада для информации членов Совета Безопасности.
   Как вы знаете, ситуация в Абхазии сильно ухудшилась в последние дни. Жестокие бои вновь начались, угрожая миру и безопасности в регионе. СБ в курсе, что вчера я получил письмо от заместителя Председателя Госсовета Грузии, в котором показана вся тяжесть ситуации и просьба к ООН о поддержке. В связи с серьезным ухудшением конфликта в Абхазии я намереваюсь ввиду чрезвычайности положения послать еще одну миссию ООН в регион во главе с заместителем Генсека.
   Миссия проинформирует стороны о том, что международное сообщество глубоко озабочено военными действиями в Абхазии, и тем, что это угрожает международному миру и безопасности в регионе. Миссия будет подчеркивать необходимость быстрого и полного выполнения соглашения от 3 сентября. В этой связи миссия изучит возможности и пути, с помощью которых ООН может способствовать выполнению соглашения, включая размещение гражданских и (или) военных наблюдателей. Миссия будет включать несколько наблюдателей, которые останутся в регионе с тем, чтобы обеспечить первичное присутствие в регионе ООН.

Бутрос Гали

   П Р И Л О Ж Е Н И Е
   Сокращенный доклад миссии доброй воли в Грузии.
12-20 сентября 1992 года
Доклад Фейсела
Резюме.

   СИТУАЛИЯ Б АБХАЗИИ.
   I. Современный кризис в Абхазии может рассматриваться как результат широкомасштабного саботажа и грабежей, начавшихся в начале этого года в Абхазии и Западной Грузии, и об этом миссия была информирована. Это привело к убыткам до 11 млрд. рублей и оборвало жизненно необходимые связи Грузии с Российской Федерацией, ее главным торговым партнером. А также этот кризис возник из-за действий этнического абхазского руководства, которое объявило бывшую Абхазскую Автономную Советскую Социалистическую Республику независимой Республикой.
   II. На ситуацию в Абхазии сильно влияют попытки экс-президента Гамсахурдиа дестабилизировать правительство Грузии, присутствие в Абхазии значительного числа северокавказских бойцов и обеспечение снабжения из этого региона в поддержку абхазской стороны, а также легкость получения оружия, очевидно, полученного в значительной части от частей вооруженных сил СНГ, расположенных в регионе. Наличие грузинских полумилитаризованных частей и отсутствие дисциплины в грузинских вооруженных силах усугубляют проблему.
   III. Абхазия, расположенная в северозападной части Грузии, имеет население в 540 тысяч человек, из которых абхазы составляют только около 18%. Большинство населения - грузины (около 47%), другие включают армян (около 18%) и русских (около 13%).
   IV. Отношения между грузинами и абхазами были напряженными в той или иной степени в течение многих десятилетий (следует отметить, что абхазы этически связаны с северокавказскими горными племенами, а не с грузинами. Как и северокавказцы, значительная часть абхазов - исламской веры). В последнее время напряженность проявила себя в 1978 году, началась абхазская кампания по отделению Автономной республики Абхазия от Грузинской Советской Социалистической Республики и присоединению ее к Российской Советской Федеративной Социалистической Республике. Хотя в этом было отказано как Российской Федерацией, так и Грузией, абхазам были сделаны значительные уступки, включая диспропорциональное представительство в Верховном Совете Абхазии. Эти уступки с другой стороны привели к росту ощущения среди грузин, которое очень сильно видно и сейчас, что абхазы получают выгоду от несправедливого преференциального отношения. В 1989 году вновь были выдвинуты требования об отделении Абхазии от Грузии и предоставлении ей статуса союзной республики, которым она обладала от 1921 до 1930 года. Негативная реакция грузин привела к первой из серии актов насилия, в результате чего было большое число жертв.
   V. События, приведшие к дезинтеграции Советского Союза и независимости Грузии, еще более воодушевили сторонников независимости Абхазии. В августе 1990 года Верховный Совет Абхазии, в отсутствие грузинских представителей, объявил Абхазию суверенной республикой в Советском Союзе, независимой от Грузии. Это решение было немедленно аннулировано Верховным Советом Грузии.
   VI. Во время президентства мистера Гамсахурдиа, между абхазским руководством и грузинским правительством было достигнуто соглашение о новом законе о выборах по которому для 18% абхазского населения было предоставлено 28 мест в Верховном Совете Абхазии, а для 47% грузин - 26 мест, остальные 35% населения (главным образом армяне и русские) - получили 11 мест. Закон предусматривал, что главные решения должны были приниматься большинством в 2/3 голосов. В декабре 1991 года новый Верховный Совет был избран на основе этого избирательного закона. Однако этот новый закон не ослабил политических трений. Наоборот, в течение первой половины 1992 г., Верховный Совет Абхазии раскололся на две оппозиционные фракции (Грузинскую и Абхазскую с 11-ю представителями армян и русских, разделившихся почти равномерно между этими двумя фракциями), и Верховный Совет прекратил функционирование как единое целое во всех своих вопросах.
   VII. Когда в середине 1992 года правительство Грузии заключило, что полиция не в состоянии что-либо сделать против продолжающегося саботажа и разбоя, оно решило послать приблизительно 2 тысячи человек грузинских войск в Абхазию для объявленной заранее цели - защиты железных дорог и других коммуникаций. Мистер Шеварднадзе отмечал, что передислокация войск на своей территории - суверенное право Республики Грузия. Он сказал миссии, что он звонил мистеру Ардзинба и говорил об этих приготовлениях.
   VIII. Жестокие боевые действия начались, когда грузинские войска вошли в Абхазию 14 августа 1992 года, что привело к гибели 200 человек и сотням раненых. Мистер Шеварднадзе отмечал, что он препятствовал продвижению грузинских войск через всю Абхазию насквозь, чтобы ограничить масштабы конфликта, и это было решением за которое его критиковали различные политические лидеры в Грузии. Когда начались боевые действия, абхазское руководство покинуло Сухуми и уехало в Гудауту, где оно в настоящее время и функционирует. Насилие привело к тому, что около 40 тысяч людей в Абхазии различного этнического происхождения стали беженцами или бездомными.
   IX. Признавая, что абхазский народ имеет основания для недовольства, мистер Шеварднадзе отметил, что нападение на грузинские войска не было спровоци ровано и что к нему готовились заранее. Он заявил, что северокавказские бойцы прибыли в Абхазию еще до возникновения боевых действий. Он отмечал, что еще ранее в этом году, когда грузинское правительство было занято ситуацией в Южной Осетии, абхазское руководство неоднократно провоцировало власти в Тбилиси такими способами, как создание моноэтнической национальной гвардии числом в 400-500 человек.
   X. Мистер Ардзинба настаивал на том, что объявленная причина ввода грузинской армии является всего лишь прикрытием намерения правительства Грузии "подавить" народ Абхазии. Он отрицал, что мистер Шеварднадзе ему звонил перед тем, как ввести в Абхазию грузинские войска. Мистер Ардзинба выдвинул аргумент, что распад Советского Союза, независимость Грузии и принятие ею конституции 1921 года создали правовой вакуум, который Абхазия имеет право заполнить, объявив свою независимость.

   СОГЛАШЕНИЕ ОТ З СЕНТЯБРЯ.
   XI. Соглашение от 3 сентября, подписанное в Москве Президентом Ельциным и Председателем Шеварднадзе и согласованное с лидерами Абхазии, включая мистера Ардзинба, обеспечивает территориальную целостность республики Грузия, обеспечивает прекращение огня с 5 сентября, создает Комиссию по контролю и инспекции, составленную из представителей Грузии, Абхазии и Российской Федерации для обеспечения выполнения соглашения, создает условия для разоружения и вывода всех незаконных вооруженных формирований, которые прибыли из-за пределов Грузии, обеспечивает сокращение вооруженных сил Грузии в Абхазии до согласованного уровня, необходимого для защиты железной дороги и некоторых других сооружений, призывает к обмену задержанными, пленными и заложниками до 10 сентября 1992 г., призывает к устранению всех препятствий для свободного движения товаров и лиц, обеспечивает возвращение беженцев в свои дома и поиски пропавших лиц, призывает к возобновлению нормальной работы легитимных властей Абхазии до 15 сентября 1992 года и призывает ООН и СБСЕ поддержать принципы соглашения.
   XII. Мистер Шеварднадзе подчеркнул важность соглашения от 3 сентября и призвал к его полному выполнению. Он обвинил абхазскую сторону в продолжении нарушений прекращения огня, особенно вдоль реки Бзыбь в северной Абхазии. Было отмечено, что прекращение огня было осуществлено вдоль реки Гумиста, где трехсторонней комиссии удалось разместить российские войска между двумя сторонами. Он отметил взаимосвязь прекращения огня с выводом северокавказских формирований и подтвердил готовность Грузии уменьшить численность своих войск до согласованного уровня, необходимого для защиты железной дороги и других сооружений. Он призвал к немедленному созыву абхазского парламента в Сухуми или еще где-нибудь в Абхазии и проведению тайного голосования в парламенте для решения вопроса о том, сохранить ли нынешнее руководство у власти или нет.
   XIII. Мистер Шеварднадзе согласился с необходимостью сохранения автономии Абхазии и обеспечения ей статуса самоуправления. Он отметил, однако, что это решение должно сохранять территориальную целостность Грузии и должно быть приемлемо как для абхазов, так и для грузин.
   XIV. Мистер Ардзинба подчеркнул, что он был вынужден подписать соглашение от 3 сентября, которое он охарактеризовал как прогрузинский документ. Он заявил, что Абхазия это не часть Грузии и что статья соглашения о территориальной целостности Грузии не затрагивает Абхазии. Он обвинил Грузию в продолжении нарушений соглашения и заявил, что грузинские войска все еще нападают на граждан и заняты широкими грабежами.
   XV. Мистер Ардзинба заявил, что все грузинские войска должны быть выведены из Абхазии прежде, чем другие аспекты соглашения могут быть выполнены, включая вывод северокавказских элементов и восстановление функционирования властных структур в Абхазии. Он призвал к прямым переговорам с Тбилиси по вопросу учреждения чего-то вроде конфедерации или федерации.

   PЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ..
   XVI. Ситуация в Абхазии остается очень напряженной и взрывоопасной с последствиями, которые могут легко пересечь границы Грузии. Соглашение от 3 сентября остается в большей степени невыполненным. В очень большой степени нарушены законность и порядок в Абхазии. Если проблеме будет позволено развиваться (дословно - "гноиться" - ред.), она может соединить этническую и религиозную сторону и ввергнуть соседние страны в конфликт.
   XVII. Безотлагательное выполнение соглашения (от 3 сентября) должно оставаться базой для ведения переговоров о мирном урегулировании. Поддержка международного сообщества может помочь воодушевить обе стороны придерживаться соглашения и вести переговоры о политическом урегулировании для Абхазии, что было бы справедливым для всех заинтересованных сторон.

***

Телевидение Грузии, 2 ноября 1992 года:
   Выступая 2 ноября 1992 года в утренней программе грузинского телевидения, первый заместитель Министра иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе, касаясь результатов миссии ООН, побывавшей в Грузии и Абхазии, сказал, что документ, представленный руководителем этой миссии господином Фейселом, составлялся при его, Джапаридзе, участии. При этом он заметил, что вопросы лучше всего решать не на официальных встречах, а в частных беседах за завтраком и так далее. Отвечая на вопрос о предстоящей встрече Козырева с Шеварднадзе, Т.Джапаридзе сказал, что к ней ведется подготовка, и многое зависит от результатов завтрашних выборов Президента США.

***


[Оглавление] [Дальше]

Хостинг от uCoz