ГЛАВА 4. УНИЧТОЖЕНИЕ И РАЗГРАБЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.


   Понятия культура и экология относятся к явлениям не материальным, а к системным и научным. Их воплощение, вернее, их аналог в мире материальном - это материальная культура - то, что создано трудом человека, природа как место обитания человека. В обоих определениях обязательно присутствует человек, в первом -как создатель, во втором - как житель. Природа должна находиться в равновесии с обитающими в ней этносами во времени, их жизнь должна быть завтра такая же, как и вчера. Конечно, на более детальном уровне, уровне восприятия одним человеком и его краткотечной жизни, человечество развивается быстрее, чем природа, отдельные личности развиваются или могут деградировать, но в целом общество обычно стабильно, как и связанная с ним природная сфера.
   Материальная культура - ее памятники - может "оторваться" от человека, окаменеть, забыться и стать такой же далекой от нас, как далека Помпея от современных неаполитанцев. Памятник культуры уже по определению "отрывается" - уходит от человека в область памяти, становясь "вещью в себе", от человека независимой. Природа и культура и их материальные проявления долговременнее, чем человек. Но нам-то он, этот памятник природы или культуры интересен в контексте нашего к нему отношения - то есть в связи с человеком. Поэтому столь необходимы иные понятия, учитывающие краткотечность жизни человека по отношению к "вечности камней" природы и культуры. Это то, что можно получить от предков, попользоваться, а потом передать потомкам, например, родовое имение, то есть наследство, а в более расширенном понимании - наследие. Поэтому наследие связано с человеком, получившим его от предков и предназначено для приумножения и передачи потомкам. Принципиальное отличие понятия "памятник" и "наследие" в том, что первый в принципе существует и вне человечества ("цветущие развалины" Фазиля Искандера), а второе без людей невозможно. Невостребованное или непереданное наследие или уничтожается, или теряется, или засыпается пеплом, как Помпея. В то же время наследие - это консервативное стабилизирующее составляющее культуры. Наследию противостоят новации, но и новации, появившись, быстро "каменеют" и становятся наследием, готовым для передачи потомкам.
   Неразрывная связь наследия с современной ему в каждый этап времени жизнью подчеркивает необходимость включения в понятие наследия и людей, судьбу самого наследия. Его оценка, охрана, приумножение, или, напротив, разрушение - все это динамично связано с образованием, здоровьем, организованностью и т.д. и отдельных людей, и всего человечества. Состояние наследия есть и состояние общества, которое поэтому - тоже часть наследия. Такое, расширенное понимание делает понятие наследия более завершенным и самодостаточным.
  
   В области, очерченной понятием наследие, близко к нему оказываются и те, кто сберег и передал его - т.е. наши предки и те, кто сейчас владеет, сохраняет и приумножает, то есть - мы, и те, кто должен будет принять его - наши дети и внуки.
   Что же, отцов наших учить поздно. Мы принимаем от них наследие, таким, каким они нам его передали. О нашем долге и наших обязанностях перед наследием сказано много, эта область достаточно разработана в науке. Но обычно оказывается почти упущенным третье звено - те, кто волею судьбы примет это наследие - наши дети. Здесь ключевой проблемой сохранения наследия становится просвещение и образование, задача подготовки детей к принятию от нас наследия, и воспитания в детях любви к наследию, способности его хранить.
   Разрыв государственных связей, сопровождаемый войной, приводит к тому, что наследие передается не по наследству, а становится трофеем. Оно деформируется и разрушается тем глубже, чем сильнее различия между естественными наследниками и новыми хозяевами. Это происходит и с культурным наследием, когда сжигают музеи и библиотеки, и с природным наследием, когда, например, разрушается традиционное землепользование.
   Деструкция и переход ценностей и памятников из состояния наследства-наследия в состояние трофея происходит не только во время межэтнических войн. Еще глубже деструкция в войнах классовых и гражданских, сопровождающихся глубоким разрушением прежней государственности и сложением новой. Одновременно с формированием системы новых ценностей и ориентиров происходит и переоценка наследия, объясняющая и даже оправдывающая потери.

***

   Война нанесла страшный удар по образованию, науке, культуре и природе Абхазии. Шеварднадзевские "культур-трегеры" отменно сыграли свою роль разрушителей цивилизации, сделали все, чтобы попытаться вернуть население Абхазии к первобытному, пещерному существованию, лишить людей права на приобщение к добру, постижение истин и красивую обеспеченную жизнь, организовали подлинную экологическую катастрофу в крае.

***


[Оглавление] [Дальше]

Хостинг от uCoz