Рассказ о поездке в Абхазию от первого лица и мыслях, возникших в результате.
23- 30 - август 2002г.
Copyright ©2002 - Cергей

Побывать в Абхазии я собирался давно, уже года два, наверное. Но всё как-то не получалось: то дела, то всякие разные события, происходящие в самой Абхазии и, соответственно, слухи, усиливаемые народной молвой. Хотя сведения, получаемые из Интернета говорили совсем о другом, но, как гласит народная мудрость, «лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать об этом на сайте». Короче – в этом году я плюнул на все сомнения и, собрав необходимые вещи (паспорт, деньги и что там ещё необходимо в поездке), со своим семейством в составе любимой женщины и ребёнка 14 лет отправился в «далёкую» страну Апсны… Сразу хочу сказать, что сами мы почти местные, т.е. живём в городе Краснодаре, изъездили всё черноморское побережье от Темрюка до Адлера, поэтому избалованы морем, солнцем, вином и всем тем, чем богат наш Краснодарский край. Поэтому и взгляд у нас на многие вещи был достаточно критический… Но об этом позже…

Сначала были раздумья: ехать на машине или на поезде? Знакомые, вернувшиеся из Абхазии в конце июля, отсоветовали ехать на своих колёсах, сказав, что очень много ГАИ-шников, которые постоянно докапываются к не «местным» номерам и морочат голову всякими претензиями. И что по самой Абхазии передвигаться можно без проблем на маршрутках в любом направлении. Поверили, купили билеты на поезд до Адлера, плюхнулись в него и поездка началась. Ну, дорога на поезде прошла без происшествий. Выехали мы ночью 22-го августа и утром 23-го были в Адлере. Частную маршрутку (за 25 р. с человека) до Псоу нашли без проблем тут же на площади возле вокзала, но, как оказалось, мы переплатили за неё в три раза, т.к. на 20 метров дальше можно было сесть на городскую маршрутку за обычные 7 р. Правда, от городской маршрутки идти пришлось бы метров 700 до таможни, а частная подвезла нас практически к самому посту. Но это уже кому как нравится. На Псоу мы, как я не старался выбрать время, когда не будет очереди, попали как раз в пересменку ( с 8-ми до 9-ти утра) и, соответственно, в ОГРОМНУЮ очередь, состоящую из абхазских женщин-бабушек-челночников с тюками и тележками, отдыхающих, едущих на экскурсии и таких же путешественников, как и мы. Ну, что сделаешь, время неудачное! Пришлось 50 минут ползти в этой очереди под солнцем, ругаясь про себя и спасая ноги от тачек и тележек. Ладно, потерпели… Добрались до людей в форме… Проблем с паспортами и фэйс-контролем не было никаких, только у меня паспорт посмотрели, у девушки даже не взглянули. Иногда останавливали только челночников, да и то редко. На абхазской стороне на нас даже не посмотрели, прошли быстрым шагом. Фух, вроде половина дороги позади. Отзвонились домой, что всё нормально (у нас были мобильники нашего местного оператора Кубань-GSM, они работали где-то три-четыре километра по дороге после таможни, после чего, естественно, потеряли связь. Больше связи до самого возвращения нигде не было).

Выйдя с таможни увидели множество старых, еле живых «рафиков» ещё советских времён, с табличками, куда какой едет. План был такой: были «шапочные» знакомые в Гудауте, с которыми, после долгих и мучительных попыток, удалось связаться заранее по телефону и договориться, что они нас примут, поэтому думали поехать к ним. Единственное сомнение было в том, что мы обещали приехать в четверг, а на дворе уже пятница (обстоятельства изменились) и, поэтому, были шансы их не застать дома (как в дальнейшем и получилось), но, думали, что устроимся на месте, если что. Не в пустыню же едем!

Таким образом нас интересовало средство передвижения (назвать ЭТО машиной язык не поворачивается), на котором бы была табличка «Гудаута». Она нашлась без всяких проблем и небритый молодой водила обещал нас домчать куда нам надо, вплоть до дома, добавив при этом: «Нэмного доплатить придётся…». Согласились. Цена на маршрутку до Гудауты – 40 р. с человека (для не местных) и 30 р. – для местных. Почему такой разный тариф, вопрос остался открытым. В маршрутку было посажено столько людей, сколько могло влезть. Все они (за исключением нас троих) были женщинами-челночниками с тележками и мешками, которые были загружены горой в заднюю дверь транспортного средства и периодически грозили свалиться на головы близсидящим. Упаковавшись и утрамбовавшись, наконец, тронулись…

Дорога, конечно, красоты неописуемой! Особенно ближе к Гаграм, вдоль моря. Потом пошли огромные эвкалипты, мандариновые сады, сосновые рощи. Ну, словами всё это описать сложно. Совсем другая природа, даже для нас, краснодарских. Субтропики, однако! Частенько на дороге попадались скатившиеся с горы камни, видимо, с уборкой и очисткой дорог у них не очень. В пути получили первые сведения о жизни в Абхазии, слушая разговоры соседей между собой.

Доехали до Гудауты, где водила всех развозил по домам, выгружал мешки и тарантасы, всех ждал, что тоже было непривычно… Как оказалось, одна из пассажирок знала тот адрес, куда нам надо было, поэтому долго мы не плутали. Приехав, выгрузились, отдали 150 р. (сдачи-то они не дают) и пошли стучать в ворота… Не тут-то было! Видимо, хозяева нас ждали вчера, в четверг, а приехали-то мы в пятницу! По сведениям, полученным от соседей, всё их семейство уехало в Гагры, когда вернуться – неизвестно, Смысл ждать? Подумав, решили сгулять на пляж, посмотреть на море и двинутся дальше, куда глаза глядят. Дойдя до пляжа увидели коров, жующих траву, сосны, пальмы и полное отсутствие людей на всей огромной территории. Странное это было ощущение, совершенно не понятное нам, краснодарским жителям: выходишь к морю, смотришь по сторонам и не видишь НИ ОДНОГО человека. Мы-то привыкли к толпам купающихся, загорающих, валяющихся людей. А тут – пустота (если не считать коров)! Удивительно! Помочив ноги и посидев в саду какого-то разрушенного санатория, решили двигаться дальше…

Спросив у местных дорогу на трассу и получив ответ: «…да тут рукой подать, пять минут ходьбы!» и, обрадовавшись близости дороги, отправились к ней. Не тут-то было! В дальнейшем пришлось на собственном опыте убедиться, что в Абхазии у местных жителей какое-то странное понятие расстояния – если говорят «пять минут» - значит, как минимум, в два раза дальше. Если говорят «100 метров» - будьте уверены, что это метров 500. В итоге дорога к трассе заняла у нас минут двадцать. Выйдя на трассу, тут же остановили «Икарус», в котором, так же как и в маршрутке, было полно багажа и сидели такие же челночники плюс ещё несколько людей, не обременённых грузом. Решили доехать до Сухума, а там найти какое-нибудь жильё поближе к морю. Думаем, столица всё-таки, какая-никакая цивилизация, развлечения должны быть, условия более подходящие. Я спросил у водителя, где нам лучше выйти в Сухуме, чтоб поближе к центру, он обещал остановить. Сидевшие рядом пассажиры, услышав, что мы едем дикарями, приняли активное участие в обсуждении и начали говорить нам, что в Сухуме хорошего моря и пляжа нет, лучше езжайте в Агудзеру (15 км. после Сухума), там и море и эвкалипты и до войны там всегда было очень много отдыхающих, устроитесь без труда и проблем. Более того, тут же нашлась бабушка, которая предложила поселиться у неё, в отдельном доме, с садом и двором. На мой вопрос: « А как у вас с удобствами и далеко ли до моря?» она сказала, что с удобствами всё хорошо, только воды горячей нет, но её нет ни у кого, всё разрушено, до моря очень близко, магазин и рынок рядом, посмотрите сами. Ну, уговорили всем автобусом, в общем.

Доехали без приключений. Проезжая через Сухум видели красивейшие каменные дома с выбитыми стеклами, дома со следами пуль, разрушенные и сожженные строения… Грустно…. Необычная архитектура, каменные стены, широкие улицы, пальмы, эвкалипты – и дыры, дыры, дыры, зияющие выбитые окна в многоэтажных домах…. Проезжали мимо базы ООН, возле них был прекрасный пляж с бассейном, кафе, шезлонгами. Попадались приличные кафе вдоль дороги, но мало. Еле успевали вертеть головой, так много всего красивого и интересного было. Но везде чувствовалось, что была война и нет денег на восстановление разрушенного. В общем – грустно, но красиво!

В Агудзере вылезли из автобуса и пошли на квартиру. Шли через старые гаражи, кругом много мусора, видимо, людям лень было ходить далеко, и народ выбрасывал хлам где ни попадя. Дом оказался двухкомнатной времянкой, свет, электроплитка, вода холодная то-о-оненькой струйкой во дворе, туалет без двери тоже во дворе, из него открывался великолепный вид на инжирные и мандариновые деревья. Огромный сад, в котором нам разрешили есть всё, что пожелаете, нарвали прямо с дерева инжира, мандарин, правда, не было, не сезон. Виноград, яблоки, всякие овощи вокруг… Ну, рай просто. Вот только с водой проблема… Решили осмотреть окрестности и узнать, где ж здесь море и магазин. Хозяйка довела нас до поворота на пляж, показав заодно разрушенную котельную, заваленную мусором, и магазин по пути, сказала, что до моря рукой подать (об абхазских понятиях о расстоянии смотри выше) и мы пошли…. «Рукой подать» вылилось где-то в 20-25 минут неспешного шага через эвкалиптовую и сосновую рощу, сквозь стволы которой виднелись стены какого-то разрушенного санатория, уже заросшего кустами и молодой порослью. Выйдя на пляж, увидели ту же картину, что и в Гудауте: коровы, пустота и МОРЕ!!! Море выше всяких похвал! Запах сосны и эвкалипта, глубокая синева спокойной воды, тишина, всего несколько человек, лежащих в отдалении…. Полная умиротворенность и покой. Даже не верилось, что когда-то на этих пляжах была война. Зашёл в кафе на пляже, посмотрел ассортимент и цены.
Спиртное ( за исключением чачи) всё дороже, чем у нас, в Краснодаре, вино нам не понравилось, разбавленное какое-то, выбор блюд, естественно, не богатый, цены на них не особенно меньше, чем опять-таки у нас дома. В магазине тот набор продуктов, который можно охарактеризовать словами «самое необходимое» - один или два вида колбасы, хлеб, молоко, сметана, печенье там, чай, сахар, крупы кое-какие, ну там пиво пара видов, шампанское, вино-водка. Создалось впечатление, что вернулись в советские времена, честное слово! Но с голоду, конечно, не помрёшь, без разнообразия особого, но питаться можно. Цены такие же, как и в наших магазинах, колбаса, например, «варёнка», была московского производства, «Останкинский мясокомбинат», по-моему, что меня несказанно удивило, по цене 80 р. за кило. Ну и всё остальное тоже, скорее всего, привозное, отсюда и цены.

Проведя день на пляже, вечером вернулись в сад. Поставили стол под виноградом и сидели, наслаждаясь тишиной и покоем, пили пиво, шампанское, обсуждали события и впечатления. Потом пришли хозяйка с дочкой и внучкой, разговаривали об их жизни. У хозяйки пенсия была 30 р., недавно подняли до 60-ти. Зарабатывают тем, что возят фрукты-овощи в Адлер и там продают, а оттуда везут промтовары и сдают их здесь. Другой работы нет, раньше в Агудзере был крупный филиал физико-химического института какого-то, сейчас, естественно, он не работает. Мне до сих пор не понятно, чем там люди на жизнь зарабатывают и откуда у них вообще деньги? Впрочем, это риторический вопрос.

Проведя вечер в беседе, решили завтра двинутся в обратном направлении и попытаться поискать новых мест в Пицунде. Уж больно скучно в Агудзере да и до моря далеко ( по нашим меркам). Утром, попрощавшись с хозяевами, отправились обратно на трассу. На мой вопрос, сколько мы должны за ночлег, получил ответ, что никогда сумму за отдых не называли, сколько давали столько и брали. В общем, переночевали мы и поели фруктов за 100 р.

На дороге почти сразу остановили «Икарус» и поехали по направлению к границе. Решили остановится в Пицунде. Доехали до развилки, встали, стали дожидаться попутку. Приехала маршрутка с Псоу, такая же набитая, как и все предыдущие транспортные средства, на которых мы передвигались. Кое-как забравшись в неё, продолжили наше путешествие. Водитель, узнав, что мы ищем жильё, тут же начал рассказывать, что он устроит нас у себя, что у него все условия, вода горячая и холодная, телевизор, холодильник. Но, когда он, по обыкновению, развез всех по домам и повез нас к себе, оказалось, что от его дома до моря – как минимум километра полтора!!!! Моя любимая возмутилась, сказав, мол, зачем вы нас сюда притащили? Мол, если море на таком расстоянии, то и ходить на него смысла нет! Поругались малёхо… В итоге он нас отвёз в центр, попытался «отжать» денег больше, чем запросил сначала, типа «сами виноваты, что поехали со мной…», я дал ему чуть больше, чем договаривались сначала и мы вышли. Высадились мы возле комплекса пансионатов или гостиниц, не знаю, как их правильно назвать, которые часто показывали по телевизору в различных фильмах в советские времена: «Амра», «Пицунда», «Золотое руно» и др. Это 14-ти этажные гостиницы, стоящие прямо на берегу, от пляжа их отделяет только набережная. Вокруг сосны, небольшая бамбуковая роща, заросли мушмулы, гранат растёт, ещё какие-то незнакомые деревья. Территория огорожена забором, за которым тоже густой непроходимый лес. Воздух – не описать никакими словами!!! Устроились без всяких проблем в «Золотое руно», номер (две кровати, умывальник, балкон с шезлонгами и видом на море, ну, шкаф там, тумбочки) без питания и с удобствами на этаже стоил 7 $ с человека, плюс 5$ за питание с каждого (по желанию). С удобствами (две комнаты, телевизор, холодильник, две кровати и диван, душ, туалет – в номере) стоил 13 $ с человека плюс 5 $ за питание. Итого: без удобств с питанием – 12 $, с удобствами с питанием – 18 $ с человека. Дорого или нет – судите сами. Заполненность гостиниц, по нашим прикидкам, составила где-то 20%, некоторые корпуса вообще стояли пустые, с открытыми входными дверьми, без единого огонька в окнах. Пустота, однако!

Пляж – выше всяких похвал, людей нет (по нашим, черноморским, понятиям), море – чистейшее, синее-синее и теплое. Сидя на балконе 6-го этажа и смотря на него, казалось, что перед нами – океан. А если ещё учесть и звездное небо с лунной дорожкой ночью, то….

Воздух, пропитанный сосновым и эвкалиптовым запахом, морем, солнцем создавал впечатление полного отсутствия другого мира за пределами этого места. По вечерам на набережной возле кинотеатра проходили дискотеки, в первый день был разыгран спектакль абхазской свадьбы со всеми атрибутами, жених на коне, невеста в карете, потом был Нептун со свитой. Пел абхазский мужской хор народные песни, танцевали танцы. Потом была раздача быка, зажаренного тут же на набережной, и всем желающим наливали местное вино. Закончилось всё это действо дискотекой.

Удивило большое количество детей всякого возраста, начиная с грудных младенцев в колясках и до самого, что ни на есть, взрослого. При этом дети гуляют вполне самостоятельно, совершенно одни. Наблюдали мальчика лет 10-11, который целыми днями возился возле моря, купался, иногда строил всякие сооружения из песка и камня. Никакого ощущения опасности или напряженности не было. Много местных, гуляющих по набережной, сидящих в кафе, танцующих на дискотеках. Ни одного конфликта или даже косого взгляда замечено не было. Дальнейший отдых проходил в совершенной неге, лень было даже мысли думать (если можно так выразится). Питались у себя в номере утром и в обед, ужинали или в ресторане или в кафешках вокруг. Вино в кафе не понравилось, по нашим понятиям «уксит» (кислое) и разбавленное. Зато понравилась чача, которую дают попробовать, наливая полный 100 граммовый стакан. Цена вообще смешная – 40 р. за 0.5 литра. Вот её мы и пробовали в качестве местного напитка. Цены на еду не высокие, втроём мы ужинали где-то на 250-300 р. максимум, вот только особого разнообразия блюд не наблюдалось. Еду, по нашему впечатлению, в некоторых местах готовили заранее, а потом просто разогревали, когда потребность была. Особых национальных блюд мы не видели, всё это мы ели и у себя дома. В общем, с голоду не помрёшь, но и особо не пошикуешь.

Теперь о рынке и магазинах…. Сразу скажу, что на рынок мы ходили только вечером, после купания. И удивлялись высоким ценам и отсутствию разнообразия. Персики – 30 р. (не очень вкусные), виноград – 40 р. (правда, хороший), помидоры (вот что больше всего нас поразило!!) 30 (!!!!!) р. У нас в Краснодаре самые отборные помидоры стоят в это время МАКСИМУМ 20 р. за кило… Ну, списали это на то, что поздно приходили (по словам местных рынок у них до 15 часов работает). В магазинах (вернее, в ларьках) выбор тоже ограниченный, в основном то, что может долго лежать, не портясь: разные супы, макароны, консервы, ну и т.п. Хлеб покупали только возле рынка, в магазине при хлебозаводе, больше его нигде не встречали.

Проведя в неге и лени пять дней, собрались ехать домой. Обратный путь прошёл без всяких проблем. Вышли с территории, остановили маршрутку и, после того, как она заполнилась пассажирами, отправились к Псоу. Спокойным шагом, даже не открывая паспорта, прошли таможню, ответив на единственный вопрос: «Отдыхали»? – «Да»-«Счастливого пути!», попали на российскую сторону. Любимой захотелось персиков, которые были куплены на Казачьем рынке по 35 р. за кило. На килограмм вышло 4 персика, великолепной красоты и вкуса (это к вопросу о ценах). Пройдя несколько сот метров сели в маршрутку, которая привезла нас на вокзал (стоимость – 7 р.). Ну, а там всё по обычной схеме: ожидание поезда, посадка, дорога домой. И воспоминания и впечатления о прекрасной стране Апсны. Дай Бог, на следующий год опять поедем, чего и всем желаю.

С уважением ко всем, Сергей.