НАШ ОТДЫХ
Абхазия
(август 2001года)
Copyright ©2001 t&r

Из этой поездки я узнал: что мечта «идиота» залезть на пальму – действительно мечта идиота; что прокладки – очень нужная, в том числе и для мужчины вещь; что морем можно пахнуть… и прочие прелести южного отдыха. А вообще, отдохнули мы очень классно. Ни на что не променяем в 2002 году Абхазию.
Иначе, Абхазия - 2002 жди нас!

В Абхазию мы решили поехать совершенно случайно. Были деньги и желание интересно отдохнуть. Сначала мы (я и моя подруга) ориентировались на Черноморское побережье, Болгарию… но в турагенстве, вдруг, предложили Абхазию. И тут начался долгий период раздумий. Что там? Как там? Опасно ли это…? Другими словами меня терзали «смутные сомнения»… Разрешил я их с помощью интернета – помогли сайты gagra.narod.ru, аbhazia.com… Еще у меня были впечатления моего отца, который в 1999 году ездил отдыхать под Гагры. Родители немного поворчали мол «украдут Вас там», большинство знакомых вообще думали, что в Абхазии все еще идет война, да и по телевизору периодически показывали антирекламу про разруху… Но я настолько соблазнился видами нарисованными фантазий… И все решено! В мае мы купили путевку в Солнечный (под Гаграми) и начале августа поезд Казань-Адлер.

Дорога туда

ОН:

Нас проводили друзья и мы уселись в разваливающееся купе. Я как мог успокаивал ее, что все не так уж и плохо, что в плацкарте сейчас вообще курятник.
   Мы немного повздорили из-за окна (оно не открывалось), но потом пришел проводник – очумелые ручки – открыл нам окно и мы спокойно вздохнули…
   В Буинске мы были в 14.41. Запомнилась футуристическая картина развалин за окном и надпись на заборе: Лес – это наше богатство… А кругом были поваленные деревья, словом лесопилка.

ОНA:

10.28 поезд тронулся, и мы помахали руками, прощаясь с провожающими. В купе было душно и мы стали есть огурцы.
    Окно у нас не открывалось, и только во втором часу дня пришел плотник и попытался исправить положение.
    Кругом антисанитария, постель – явно с признаками побывавших на ней не одного поколения больных людей. Туалет тусклый, соседи отвратительные! Куда смотрит Гринпис! – в соседнем купе живут свиньи и гамадрилы.
    Очень не хотелось бы, чтобы к нам кто-нибудь подсел.
    Деревянную раму разъели термиты.
    Милый ко мне пытался приставать, но в таких условиях не то, что возбудиться, а прикоснуться друг к другу получается с трудом. Липко и пыльно. Буинск и голова кружиться… И даже дверь толком не запирается!
    Это была ужасная ночь. Холодно в купе, одеял нет, и милый настоял на том, чтобы мы спали раздельно. Ему не удобно…
    Я просыпалась, вернее я не спала ни секунды. Пару раз звала Котика, чтобы он меня согрел, а он покидал меня каждый раз, как только я немного успокаивалась. Рубашка тоже не помогала. Около пяти утра я встала, и сев у окна, ловила редкие лучики солнца дабы согреться. Милый спал, безмятежно. Через час он меня заметил, позвал к себе, но лежать вдвоем на койке, которая рассчитана на одного ребенка - не возможно. Мы встали. Воздух постепенно прогрелся и стал совсем жарким и душным, когда примерно в 16.00 к нам подсели двое.

Прибытие и приезд в «Солнечный»

Естественно наш поезд опоздал на 2 часа. Не знаю кто в этом виноват китайский друг Ким, или наши железнодорожники, но на вокзале в Адлере мы были только в 13.45.
    На вокзале я немного понервничал – нас не сразу встретили – пришлось подождать минут 15. В итоге мы оказались единственными кто ехал в этот день в «Солнечный» (нам повезло, через день в комплекс приехало 40 человек из Казани). Нас посадили на «семерку» и за 20 минут мы домчались до границы. Граница представляет из себя мост через реку Псоу и так и называется пост «Псоу». Наш гид, помог перейти границу сказав к какому окошечку подходить, а к какому нет (пару раз с нас пытались стрясти деньги за нашу страховку и экологию края). Страховку пришлось оформить (5р. с человека) но она действительна только в день приезда (запомнилось содержание страховки – в случае смерти выплачивается - 5.000 руб.). Два раза мы показывали паспорта. Точнее я показывал и комментировал. Сумку не смотрели. Больше всего меня поразило и порадовало, что мы прошли мимо окошечка где надо было заполнять декларацию. Нас не заметили и мы прошмыгнули. Такая вот, блин, граница. Простая (не сравнить с таможней/границей, например, Польши).
    Как только перешли границу, гид усадила нас в Газельку-маршрутку и на ней нас уже довезли до самого комплекса (ехали минут 30).
    По приезду нам выдали номер на 5 этаже с потрясным видом из лоджии на море и парк. Номер понравился. Кровати были быстро сдвинуты и мы… … отправились обедать.

Размещение

Вообще после двух дней дороги мы «отъедались» в комплексе: трех разовое питание. Всегда пара блюд на выбор. Кормят на убой.
    Вокруг комплекса раскинулся огромный парк. Чего только в нем не растет. Меня «дикого» городского человека средней полосы это потрясло.
    Эвкалипты, кипарисы, финиковые (и иные) пальмы, гранатовые деревья и персиковые (халява к сожалению была не очень спелой), заросли алычи, ежевики, слива и многое другое.

До моря из комплекса можно было добраться тремя путями:
    Во-первых – самый быстрый – это спуститься на скоростном лифте (лифт прорезан прямо в толще скалы – 140 метров скоростного спуска). На лифте практически всегда спускалось много народу. За одну ездку в кабину помещалось до 10 (иногда и больше) человек.
    Во-вторых можно было спуститься по лестнице, вдоль лифта: дорожка проходит через самые заросли…Такой спуск был с небезынтересным оттенком – весьма вероятна встреча с гадюкой.
    И третий путь – это спуск по серпантину – самая долгая дорога (минут 20) и самая красивая. По дороге можно безопасно для здоровья наблюдать не только гадюк греющихся на солнышке, но и маленькие водопадики и дикие хитросплетения зарослей.
    Температура в среднем была где-то с 35-38 градусов, вода 28.

Море соленое!

На море, я и моя подруга, были в первый раз. Поэтому запах и вкус моря мы ощутили впервые.
    Самое главное – вода чистая! Это факт и самый большой плюс.

Один раз мы брали покататься катамаран (30р/ч). Заплывали метров на сто в море. Там я и познакомился с медузами. Во время плавания на стареньком катамаране мы дважды испытали небольшой шок. Первый раз, когда плывя вдоль берега в глубине воды внезапно появились очертания чего-то темного… …большого размера. Скорее всего это был подводный камень… во второй раз шок был испытан когда мы решили пристать к берегу. Как раз в это время начинало штормить. И только мы собирались пристать, подплывая к берегу, как абориген – заведующий катамаранами побежал к берегу с криками «Нет»… Ну мы его послушались и отплыли… минут же через 5 спокойно пристали. Так начинался шторм…

Я решился исполнить свою мечту идиота – залезть на пальму. Однако, удовольствия от этого получил не много. Залезать то оказалось не сложно, а вот слезать… короче ободрал я себе грудь, руки и серьезно ногу… Потом «пораненная» нога не хотела заживать с неделю… я долго расстраивался из-за этого глупого поступка. Как ни странно, но мне помогли женские прокладки :) Прикладываешь к ноге. Немного лейкопластыря и все в норме. Хорошо, что моря обладает воистину заживляющим эффектом – в воде нога нисколько не волновала.

Предостережения

За все время отдыха произошел только один неприятный инцидент – после очередного купания (мы конечно оставили вещи на берегу) вернувшись к пакету обнаружили пропажу косметички, а вместе с ней и ключей от номера и 400 р. Настроение было подпорчено. Помчались в отель. Мысленно я уже представлял, что какие-то уроды копаются в моих вещах. А ведь в номере были и паспорта и деньги.
    Слава богам все обошлось и к вечеру я уже забыл об этом инциденте и потягивал пиво, закусывая шашлычком и запахом форели, которую поедала милая.

Заметки о современной Абхазии

На первый взгляд современная Абхазия ничем не отличается от России. Те же люди, те же машины, та же музыка и одежда, то же море.
    Но необыкновенно красивая природа: волшебные горы, реликтовые сосны, гигантские эвкалипты, пальмы и стройные кипарисы, дивное море.
    Вино и мясо. Горский акцент и кавказское гостеприимство. Казалось бы – рай. Так оно и есть, но после войны в стране души встали все заводы.
    Из 300 гостиничных комплексов работает не более их 5 части.
    Когда едешь по трассе Новороссийск-Батуми в районе Гагр, в глаза бросаются не только покинутые после войны дома и полуразрушенные и недостроенные комплексы. По дороге встречаются мертвые промышленные комплексы: встали лесопилки, не работают каменоломни…
    И тут понимаешь, что Абхазия живет только натуральным хозяйством. Да, местное население выращивает и ловит рыбу, разводит скот, выращивает фрукты и овощи, принимает на своей земле туристов. Но такая жизнь похожа на Средневековье.

о. Рица.

За 5 часов мы побывали на о. Рица. Несколько раз останавливались. В частности посетили музей деревянных фигур.
    Водопадики «Мужские слезы» и «Женские слезы» - интересные легенды.
    Водитель автобуса несколько раз шутил – ехал по самому краю серпантина. Обрыв на сотни метров. Дух захватывает.
    Пока поднимаешься в горы в автобусе, немного закладывает уши. У людей со слабым вестибулярным аппаратом могут возникнуть неприятные ощущения.
    Из поездки на Рицу меня больше всего впечатлили именно дорога.
    На берегу Рицы раскинулись с десяток кафешек. Почти в каждом предлагаю кофе по-восточному, шашлык, хачапури, мамалыгу, жаренную форель. Торгуют и сувенирами.
    В глаза бросаются простреленные дорожные знаки и таблички – почти на всех рваные дыры - эхо войны. По словам экскурсовода, боевые действия шли даже здесь - на высоте 1000 метров над уровнем моря. На подъезде к озеру разбитые строения.
    Само озеро не очень впечатлило – может быть, мы уже к этому времени устали, да и о.Рица уже заезжено… На малой Рице мы не побывали, но зато я отведал на высоте 950 метров над уровнем моря шашлычка и кофе по-восточному. Радует, что шашлык средней паршивости, мясом – я остался доволен.
    Другое дело горы, ущелья и обрывы – сногсшибательные виды.

Новый Афон.

Сея поездка совмещала посещение Нофо-афонского монастыря, пещеры, городского парка и местной толкучки.
    Сначала нас бросили на осмотр монастыря. Именно «бросили», потому что экскусроводша дала нам 10 минут на осмотр всего храмового комплекса. Монастырь прикольно выглядит на фоне зарослей пальм и прочей зелени.
    Новоафонская пещера. Стоимость билета – 50 руб. У входа сидят пара аборигенов за столом. На столе и стенах – масса табличек гласящих, что за фотографирование в пещере без разрешения – штраф. И тут же предложение купить разрешение. Для фотосъемки – 25 руб. Я не купил. Кто-то купил. Отснял две пленки – мне никто и слова не сказал.
    Пещера впечатляет: Гигантские залы, озера, и сказочные фигуры.

Здесь я попробовал местную хачапури. Сначала с сыром. Потом с мясом, потом еще с сыром. Цена колеблется от 10 до 20 р. Мне понравилось. Любимой тоже. С сыром напоминает круасан. С мясом похожа на блинчик.
    Здесь же продавали прочую вкусность. Гранатовый, мандариновый сок. Вино «Изабелла» (и мегалитры всякого разного) и прочие радости греховной жизни.
    Причем вино везде дают пробывать. Этак по пол стакана. Так что больше пробуйте… :)

Практически везде предлагаю сфотографироваться на лошади. В папахе, с ружьем :)

Я уговорился сфотографироваться на лошади над водопадом. Описываю картину. Представьте водопад высотой этак метров 10-12. За водопадом озеро. На месте где вода из озера хлещет вниз представьте площадку 1х2 метра, на этой площадке представте лошадку средней дохлости. Картина со стороны может и не очень страшная, но на кобыле этой совсем не уютно.
    Впрочем когда я на нее забрался меня пробило на смех… К чему бы это?
    За водопадом и лошадкой, обнаружился местный железнодорожный вокзал. Вот это классная футуристическая картинка для американского вестерна. Вокзал постройки этак 50-х гг. Здание симпатичное, но везде зверски выбиты стекла…
    Вся поездка заняла где-то 6 часов. Картинок масса. Хачапури тоже.

Гагрa.

До Гагр мы поймали машину. Местные жители с охоткой останавливают свои старые авто, надеясь подзаработать или желая просто помочь.
    На этот раз с таксистом договорились за 40 руб. Многовато конечно, но неохота больше было стоять на трассе.
    Дорога до города тянется вдоль побережья моря. Оно сегодня спокойно.
    Таксист и трое пассажиров говорят о былых временах. Вспоминают о том, что когда-то Гагры принимали отдыхающих не меньше чем сейчас Сочи. Да и гости были не менее именитые – под Гаграми отдыхала вся верхушка КПСС. Отдыхал там когда-то и сам Сталин.
    Чего стоит только наш комплекс. Принадлежал ЦК КПСС. Построен в 1977 году. По тем временам – просто ягодка. По современным меркам этому дому отдыха не дадут больше двух звездочек. Но мне и моей половинке – понравилось, может потому, что нам еще как бы не с чем сравнивать – это наше первое большое путешествие.
    По словам таксиста сейчас шла распродажа «дворцов» под Гагарами, по смешным ценам – 5 тыс. долларов за дом с земельным участком и садом. Позже я видел несколько таких дворцов – действительно шикарные дома.
    Расстояние в 14 км – от гостиничного комплекса до Гагр быстро покрыто. Вышли напротив музея оружия. Он был создан внутри старых храмовых построек. Во дворе я спросил как попасть в сам музей. К моему большому разочарованию мне сказали, что музей не работает…
    Мы осмотрели храмовые постройки и направились к центру Гагр.
    Стояла сильная жара – на солнце, наверное, до 40 градусов. Людей на улицах было очень мало, да и те в основном туристы.
    Сразу после храмовых построек начинается известный гагринский парк.
    …величественные вековечные пальмы, ряды стройных кипарисов…
    К сожалению в парке нет ни павлинов не лебедей, не работают фонтаны, давно поросли травой дорожки и захламились каналы с водой. Не работают фонари и канатная дорога, а за могучими исполинами тропических деревьев зияют пустые окна разрушенных комплексов, кафешек…
    Однако парк все равно горделив и красив. По-прежнему в нем произрастают около 400 видов экзотических растений.
    Пляж напротив парка тоже несколько захламлен: много разбитых бутылок, ржавого железа и совсем немного отдыхающих.
    Мы хотели пообедать в ресторане Гагрипш, но так оказалось, что он работает только с 19.00. К этому времени нам уже надоело бродить по Гагре, и мы посмотрев на часы решили успеть на обед в гостиничный комплекс. Поэтому спустились к дороге и поймали первую же машину. Это была «семерка» - новенькая – надо отметить, что весьма престижная машина для Абхазии. Водитель отказался брать деньги – сказал, что с приезжих не берет. С ветерком за 10 минут мы домчались до комплекса и как раз поспели к обеду.

Дорога обратно

Трансферт на обратную дорогу мы решили не брать – не за что им платить 500 р.: от комплекса – до ж.д. вокзала (или аэропорта) в Адлере всего 40 минут езды. Примерно 50 км. И мы поступили так: пообедав, сдали номер, спустились вниз к трассе. Не успел я поднять руку, ко мне подошел парень – у него была восьмерка – предложил за полтинник довести до моста на Псоу. Без торга с удобствами домчались до границы, он нас еще и поблагодарил. Быстро прошли таможенные посты – это процедура вообще настолько формальна, что диву даешься.
    Единственное, что делают таможенники так это смотрят ваши паспорта, да и то без особого энтузиазма. Когда мы переходили границу в Абхазию, с нами шла женщина, тоже приезжая, тоже из Казани. Так у нее вообще паспорт не смотрели – видимо приняли за абхазку (она была вся в черном).
    Через границу идет вечный поток абхазов с тележками. К нам везут орехи, фрукты, вино. Обратно тоже продукты: пиво, соки…
    Только когда переходили границу из Абхазии в Россию, на российской таможенном посту попросили поставить большую (только) сумку на просвечивающую полосу. Впрочем на показания монитора никто не смотрел (слишком много было абхазов с тележками) и я поспешил схватить сумку и миновать посты.
    Пограничники берут то, что дают им проходящие абхазы (орехи…), а абхазы с легкостью дают, дабы к ним меньше придирались.
    Абхазские пограничники смотрят паспорта с безразличием. На российской стороне вообще стояли практиканты.
    И вся процедура перехода границы вообще заняла не более 5 минут.
    На казачьем рынке, что раскинулся уже на территории России, закупились продуктами в поезд. Тут же ждали таксисты. Их такса – 100 руб. и они довезут до самого вокзала. Попробовал с одним поторговаться – он ни в какую. С другим – та же история. Так мы удалились от таможни метров на 200. И тут нашим взорам предстала остановка, а на ней множество пустых маршруток с путем следования как раз до вокзала. Алелуя!
    Показав язык таксистам мы уселись в маршрутку и, заплатив 14 р. за себя, свою женщину и сумку, через 20 минут были на вокзале.
    Мы сдали сумки в камеру хранения и пошли погулять. До поезда оставалось два с небольшим часа. Рядом с вокзалом раскинулся рыночек, где мы и закупились едой и чтивом. Через два часа подали наш поезд, и мы первые уселись в купе.

По дороге домой

Убогие казанские поезда, направлением Казань-Адлер, всегда опаздывают. Проезжаем «Лыхны». Должны быть здесь в 12.27, а времени уже 14.00.
    Вагоны старые, вонючие – в прямом смысле этого слова.
    Белье дают сырое, с пятнами и противным запахом хлорки. Радио не работает. Окно в купе открывается только с помощью отвертки.
    В купе то нет зеркал, то двери до конца не закрываются. Свет работает 50 на 50.
    Возникают мысли, что верхняя полка может вот-вот отвалиться.
    Туалет в вагоне – маленький железный унитаз - вызывает, отвращение. Чтобы закрыться в туалете нужно приложить не только усилия, но и голову.
    Мимо открытой двери купе мелькает проводница - часто зеленые зоны – из-за этого свои естественные потребности приходится справлять по графику.
    Пару раз в день проводница возникает в купе – протирает с хлоркой пол, ручки…
    В поезде естественно нет вагона-ресторана, ладно хоть кипяток наличествует.
    Европа, блин!
    На каждой маломальской станции аборигены предлагают за умеренную плату отведать яблоки, вареную картошку с котлетами и прочую снедь.
    Сдается мне вагон 60-х годов постройки. Есть даже такой вариант, что эти купе переделаны из плацкарта.
    Вагон идет полупустой, и это несмотря на то, что билетов не достать. Страна мудрецов и уродов.
    За окном проносятся вечные сады… РОССИЯ.
    От Адлера до Казани примерно 2500 км – 52 часа поездом.
    Много остановок.
    Жара и духота.
    НО все же в купе ехать намного лучше, чем в плацкарте.

Рассказ мой совсем не полон, ибо не возможно описать все красоты и вкусности Абхазии. Да и сейчас вспоминая, роняю ненароком слезу на клавиатуру… :) И точно знаю, что летом снова поеду в любимую Абхазию.

Немного о ценах:

Мы потратили на поездку что-то около 25 т.р. Это достаточно много. Но сэкономить можно, если брать путевку прямо на месте, или же вообще обитать в частном секторе. Фрукты действительно стоят как и в других Российских городах, но отказывать себе в них – грех.
    Еще замечание: на рынке (это было рядом с комплексом) продавали только турецкие персики. Но я «добил» продавцов и они специально стали привозить абхазские (сорт «Ветеран» :)
    Все… приятного отдыха!

Прислано: 5 июня 2002 года.

На все вопросы могу ответить в форуме.