"НДВ" N65 сентябрь 1999 г.
Независимая газета N35 (158), сентябрь 1999

ИКАРЫ АБХАЗИИ
Использование мотодельтапланов в современной локальной войне стало обычным явлением.

Михаил Павлушенко, Вячеслав Хромых

  В первые месяцы боевых действий абхазские формирования столкнулись с проблемой отсутствия авиации. В воздухе господствовали самолеты и вертолеты войск Госсовета Грузии.
  По всем уголкам бывшего Советского Союза представители НААРА стали искать авиатехнику, которую можно было бы купить. Финансовые возможности у них были ограничены, поэтому и покупали Ан-2, Ми-2, имевшие небольшой остаточный ресурс. Неизвестно, кто первый высказал идею использовать в бою мотодельтапланы, но она очень понравилась командиру полка внутренних войск МВД Абхазии полковнику Какалия. На базе этого полка формировалась абхазская армия. 17 августа 1992 г. Какалия приказал летчикам Сирадзе и Авидзбе приобрести и подготовить к боевому применению три мотодельтаплана.
  3 сентября того же года мотодельтапланы уже находились на аэродроме в селе Лыхны. Их приобрел в одном из московских авиационных клубов и доставил в Абхазию подполковник Лещук. Это были два аппарата типа "Фрегат" и один - типа "Титан".
  Пилоты-дельтапланеристы сразу же приступили к оборудованию спортивных машин в боевые: установили замки бомбосброса и радиостанции, крылья перекрашивались в защитный цвет, место пилота, бензобак и двигатель бронировались титановыми пластинами, доработана подсветка приборов для ночных полетов.
  После этого были проведены летные испытания, и в течение 10 дней стала отрабатываться тактика боевых полетов. Пилоты тренировались в бомбометании. Отклонение бомбы от точки прицеливания составляло 30-40 м с высоты 500-700 м. Затем были испытаны различные образцы авиабомб. Интересно, что их сконструировали сами пилоты. Впоследствии уже второй набор пилотов создал устройство и отработал тактику ковровых бомбардировок. В высокогорных условиях Абхазии мотодельтаплан с одним пилотом поднимался на высоту 4500 м, с двумя - на высоту 2500 м.
  Бомбовый удар строился следующим образом: на расстоянии около 10 км от цели пилот набирает высоту 2000 м и планирует на объект с задросселированным двигателем. После сброса бомбы пилот с одновременным набором высоты уходит в безопасном направлении. Планировалось использовать мотодельтапланы не только для разведки и бомбометания, но и для доставки спецгрупп в тыл противника и поисковых работ. Обсуждались вопросы применения этих аппаратов для корректировки артиллерийского огня, проведения спасательных работ, в качестве ретранслятора в условиях гор. Тактика строилась на задействовании мотодельтапланов только в ночное время в районе прифронтовой полосы.
  19 сентября Отар Сирадзе отправился на мотодельтаплане в первый боевой вылет. Он осуществил разведку аэродрома в селе Бабушара. 23 сентября в 3 час. 20 мин. Сирадзе повторил вылет. Теперь у него была задача бомбежки скопления грузинской бронетехники на стадионе в Гагре. В 4 час. 15 мин. летчик доложил на базу, что 50-килограммовая бомба сброшена на цель и он возвращается домой. Но, спустя 5-7 минут, пилот повторно вышел на связь и сообщил, что над Гагрской бухтой на мотодельтаплане отказал двигатель либо из-за использования некачественного горючего, либо из-за пулевых повреждений. Находясь над Гагрским заливом, он отчаянно пытался запустить мотор, понимая, что спланировать до берега не хватит высоты. Поиски пилота и летательного аппарата не дали результатов. Видимо, мотодельтаплан рухнул в море и утонул вместе с пилотом.
  Впоследствии ему посмертно было присвоено звание Героя Абхазии, а именем храброго мотодельтапланериста названа одна из сухумских школ.
  6 октября в 21 час. 50 мин. в боевой полет ушел профессиональный военный летчик Олег Чанба. Перед ним стояла задача бомбардировки боевых самолетов на аэродроме в селе Бабушара. Подойдя на бреющем полете к аэродрому, летчик увидел, что к пассажирским самолетам направляются беженцы. Поэтому он изменил цель и нанес удар по командно-диспетчерскому пункту (в прошлом - здание аэровокзала аэропорта "Сухуми"). На взрывателе 30-килограммовой бомбы была установлена временная задержка. Она позволила уйти пилоту без повреждений от взрыва. Зданию в левом крыле был причинен большой ущерб.
  23 октября пилот Авидзба вылетел в 21 час. 10 мин. и нанес удар по живой силе и технике войск Госсовета. С высоты 400 м была сброшена 30-килограммовая бомба.
  4 декабря этот же летчик атаковал штаб грузинских гвардейцев, размещавшийся в здании 15-й Сухумской средней школы. В полет была взята 73-килограммовая бомба. Авидзба сделал на цель два захода, был обнаружен грузинскими войсками и обстрелян, но вернулся на базу без повреждений.
  2 января 1993 г. летчики Авидзба и Чанба на мотодельтапланах доставляли продукты абхазским подразделениям, развернутым в районе села Каман: из-за обильного снегопада все дороги в горы оказались отрезанными. Вертолеты также не могли быть использованы. Продукты в контейнерах сбрасывались с высоты 8-10 м. Всего было доставлено 100 кг.
  Абхазские мотодельтапланы широко использовались для геодезической разведки, видеосъемки и в качестве индивидуального транспортного средства. Уже после войны Авидзба предложил использовать мотодельтапланы для патрулирования приграничных территорий и выявления местонахождения диверсионных групп.
  Сейчас почти никого не осталось в живых из первого состава мотодельтапланерного звена. Сирадзе и Чанба погибли. Торгашов и Капов разбились в горах на Ан-2. Аркадий Авидзба, автор научных трудов по боевому применению мотодельтапланов, несколько лет назад погиб в автомобильной катастрофе.
  В настоящее время в состав ВВС Республики Абхазия входит мотодельтапланерное подразделение. Командование ВВС считает, что эти летательные аппараты должны находиться в режиме боевого дежурства и быть готовыми выполнять боевые задачи: по патрульному облету особо важных объектов и территорий; срочной переброске солдат и боеприпасов; организации взаимодействия разнородных сил и средств; ведению поисково-спасательных работ и ретрансляции сигналов управления и каналов связи; доставке диверсионно-разведывательных групп; по ведению разведки как в прифронтовой полосе, так и в тылу противника; и, конечно, по нанесению бомбовых ударов по наземным объектам.
  Опыт боевого применения мотодельтапланов показал, что, во-первых, такие летательные аппараты, обнаруживаются противником лишь в тех случаях, когда пилотам приходилось на небольшой высоте переходить с малого на средний или полный газ. При этом беспорядочная стрельба сразу же заглушала шум мотора и не позволяла определить местоположение мотодельтаплана. Во-вторых, при визуальном обнаружении мотодельтаплана лучшим способом ухода от контакта является быстрое снижение на предельно малые высоты и полет с огибанием рельефа. В-третьих, при ударе по наземным объектам для исключения риска быть пораженным своими же осколками целесообразно использовать бомбы, оснащенные взрывателем с временной задержкой.
  Таким образом, малая стоимость летательного аппарата, простота конструкции и экономичность эксплуатации мотодельтапланов, быстрый перевод (не более 30 мин.) из транспортного в летное положение и наоборот, возможность взлета и посадки с ограниченных площадок и водных поверхностей длиной не более 60 м, наличие ниши задач, где использование других типов летательных аппаратов не приемлемо, а также доступность профессиональной подготовки практически любого человека в качестве пилота за 30 летных часов позволяют прогнозировать широкое применение мотодельтапланов в локальных вооруженных конфликтах уже в ближайшем будущем.

Дальше 


Хостинг от uCoz