"НАТО иногда приходит без спроса"
Председатель президиума Межрегиональной коллегии адвокатов, доктор юридических наук, профессор Сергей Бабурин, будучи народным депутатом РСФСР, а затем - депутатом Государственной Думы двух созывов, постоянно занимался проблемой грузино-абхазского конфликта. В 1992 г. во время вторжения на территорию Абхазии Национальной гвардии Грузии он в числе первых российских политиков отправился на место событий, а вернувшись в Москву, заявил на пресс-конференции: "Это агрессия". Сегодня он рассказал "НГ" о юридической стороне конфликта Абхазии и Грузии, обострение которого мы наблюдали в последние дни.
-В КОДОРСКОМ ущелье уже две недели идут бои с чеченскими боевиками и так называемыми грузинскими "лесными братьями". Судя по воинственным заявлениям официального Тбилиси, сейчас ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта балансирует на грани второй крупномасштабной войны. Как вы оцениваете все это? - То, что сегодня Шеварднадзе начинает призывать в зону конфликта нероссийских миротворцев и заявляет, что у него, дескать, проблемы внутриполитические, не касающиеся России, - это симптом важный и симптом тревожный. Я рискну предположить, что на Западе приняли решение перетаскивать Грузию в натовский стан, а Шеварднадзе давно об этом заикался.
Не скрою, я без удовольствия и с определенным чувством огорчения услышал слова президента Российской Федерации Путина о том, что грузино-абхазский конфликт - это внутреннее дело Грузии. Принципиально - нет! Вот здесь я бы хотел напомнить неотдаленную историю, когда в начале ХIХ века Абхазия обратилась к императору Александру Первому с "прошением поступить в вечное подданство Российской империи" и вступила в состав России. Правда, на девять лет позже Грузии, но Абхазия никогда не вступала в состав Грузии. Хочу напомнить недавний эпизод, когда при крушении Советского Союза антирусское руководство Грузии во главе с Звиадом Гамсахурдиа, проведя надлежащие юридические решения, уводило Грузинскую Республику из состава СССР, но уводило без Абхазии. Абхазия на референдуме 17 марта 1991 года проголосовала за свое сохранение в составе СССР и за сохранение единого государства с русскими, украинцами, белорусами, казахами и так далее.
Предавать волю народа не дано даже президентам.
Грузинская сторона проводит аналогию между конфликтами Россия-Чечня и Грузия-Абхазия, мол, в обоих случаях речь идет о сохранении территориальной целостности государства, и на этом основании обвиняет Россию в двойных стандартах.
Категорически возражал и буду возражать против аналогии между Абхазией и Чечней.
Чечня - это субъект Федерации России, ее административная единица, в прошлом - часть автономной республики, не имевшая никаких юридических прав даже заикаться о своей суверенности, как любой край, область, автономная республика Российской Федерации.
Абхазия же - субъект советского государственного федеративного устройства СССР, который по закону о порядке выхода союзных республик из СССР имел право самостоятельно определять свое будущее и самостоятельно определил его через референдум. А Грузинская ССР в 1990-1991 годах юридически разделилась на три части: Республику Грузию, Республику Южная Осетия и Республику Абхазию. То, что западные страны признали только Республику Грузию, не аннулирует существования трех независимых друг от друга государств.
Пребывание Абхазии в составе Грузии никогда не было теплым и благостным. Здесь надо напомнить, что Советская Социалистическая Республика Абхазия в 1931 году под давлением центрального партийного и государственного аппарата СССР была преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику Абхазию в составе Грузинской ССР. Однако по Конституции СССР 1977 года автономные республики являлись государствами, имели свои конституции, высшие органы трех ветвей власти и обладали исключительным суверенитетом на свою территорию. После выхода Грузии из состава СССР в 1991 году Абхазия оставалась в Союзе, что, конечно, усугубило политическое противостояние. С гибелью Советского Союза Абхазия фактически принудительно обрела независимость. Именно независимость, потому что на ее территории власти Тбилиси давно не было - еще с давних советских времен. И то, что такую же независимость Южной Осетии попытался ликвидировать силой Гамсахурдиа, в 1992-м предпринял в отношении Абхазии "демократический" лидер Шеварднадзе.
Против агрессии Грузии выступили все без исключения народы Северного Кавказа, выступили в основной своей массе депутаты российского парламента и многие видные общественные деятели. И то, что в 1992 году присутствие наших военных на этой территории тоже сыграло стабилизирующую роль, - это тоже несомненный факт. Как и то, что и в последующие годы российские солдаты своим присутствием, своими действиями способствовали сохранению мира.
Ведь у Шеварднадзе сегодня, по существу, только два варианта решения. Первое - это удаление российских войск и уничтожение Абхазии. Второе - это сохранение российских миротворцев и замораживание ситуации еще на неопределенное время.
Как вы полагаете, возможен ввод войск ООН и НАТО в Абхазию вместо российских миротворцев? - Войск ООН - нет, потому что для этого необходимо согласие двух сторон, а на сегодняшний день Абхазия выступает против того, чтобы там присутствовал кто-то, кроме России. Ввод войск НАТО возможен, потому что НАТО приходит иногда без спросу. Они могут изобразить, допустим, заключение договора с сегодняшним Тбилиси об особом партнерстве между НАТО и Грузией или даже поставить вопрос о вступлении Грузии в НАТО и в порядке подготовки к этому ввести на территорию Грузии натовские войска. Под эту марку натовские войска могут оказаться и на территории Абхазии. Но это все же мало реально, потому что натовцы не привыкли подвергать свою жизнь опасности.
На днях Шеварднадзе заявил дословно следующее: "Тбилиси готов предоставить Абхазии самые максимальные и беспрецедентные права". Речь идет о предоставлении Абхазии самой широкой автономии, если она согласится вернуться в Грузию.
Вариант с какой-либо автономией Абхазии в составе Грузии был давно упущен. И если бы грузинское руководство хотело идти по этому пути, то не танками решался этот вопрос.
Сто тысяч беженцев, которые от войны и разбоя, чинимого боевиками, бежали в Сочи, Краснодарский край и другие регионы России, - на совести Шеварднадзе. Но на его совести и 200 тысяч беженцев-грузин, покинувших Абхазию после поражения Грузии в затеянной Шеварднадзе войне. И то, что в течение многих лет грузинское руководство не решает проблем беженцев, проблем обеспечения их жильем, работой, медикаментами и тому подобным, подталкивает их к неорганизованному возвращению в Абхазию, без согласования с пограничниками и миротворцами.
Анри Джергения, председатель правительства Абхазии, тоже в эти дни сказал, что Абхазия готова отказаться от своей независимости при одном условии: "Речь идет о вхождении Абхазии в состав России".
Анри Джергения - опытный политик, и то, что он сейчас сказал, это действительно чаяния жителей этой многострадальной республики. Поэтому, на мой взгляд, сегодняшнее обострение ситуации, полное попрание обязательств со стороны Шеварднадзе позволяют российской общественности ставить перед властью радикально вопрос о том, что пора услышать голос жителей Абхазии, где есть и абхазы, и греки, и русские, и белорусы, и другие национальности, услышать их мольбу о приеме в состав России и пойти на это. Потому что, на мой взгляд, это обезопасит причерноморское побережье российского Кавказа и во многом стабилизирует ситуацию.
Независимая газета
20.10.2001
№ 197 (2507)
Надежда Гарифуллина
По материалам сайта http://www.allsochi.ru
Назад
|