ГРАЖДАНСТВО НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Русские, живущие в Абхазии, требуют соблюдения федерального законодательства
Екатерина ТесемниковаC первых лет образования на постсоветском пространстве новых независимых государств в адрес едва ли не каждого из них из Москвы звучат упреки в ущемлении прав русского и русскоязычного населения. Это, очевидно, никогда не касалось непризнанных территорий, руководителей которых принято обвинять в сепаратистских настроениях - ни Нагорного Карабаха, ни традиционно тяготеющего к России Приднестровья, ни Абхазии. Вместе с тем, похоже, что здесь русским живется ничуть не легче, причем не в последнюю очередь именно из-за невнимательного отношения к ним властей исторической родины. Одной из основных проблем остается невозможность принять российское гражданство, что, сразу оговоримся, противоречит законодательству Российской Федерации.
С просьбой прояснить ситуацию "НГ" обратилась к председателю Конгресса русских общин Абхазии, заместителю руководителя комиссии по делам соотечественников в абхазском парламенте, члену Совета соотечественников при Госдуме РФ Геннадию Никитченко.
Жители непризнанной республики имеют абхазскую прописку и не требуют от Москвы пенсий, пособий, не намерены покупать недвижимость в России и в большинстве своем не собираются через российскую территорию выезжать в третьи страны.
"Однако неурегулированность грузино-абхазского конфликта ставит нас в неравное положение с другими российским соотечественниками, которые имеют возможность выполнить все требования, предусмотренные законодательством РФ по вопросам приобретения гражданства России, - говорит Никитченко. -Вопрос земли - дело божье, - считает он. - Абхазскую землю завоевывали, перелопачивали. Чьей эта земля будет завтра - трудно сказать, да и не нам судить. Важно, кто живет на этой земле. Коренным жителям, абхазам, жить в условиях экономической блокады непризнанной республики немного проще, ведь у них есть земля. Но в советские времена на территории Абхазии было много крупных научных учреждений, таких, как "Сухумприбор" или обезьяний питомник, где работали в основном русские специалисты. Они-то сейчас и остались практически без средств к существованию.
Сейчас люди, живущие в Абхазии, вообще не имеют никакого гражданства. Они пользуются советскими паспортами, но их документами назвать довольно сложно. В ходе вооруженного конфликта, в зависимости от того, чьи войска имели преимущество, "менялись" и паспорта - грузины вырывали из документов абхазские странички, абхазы - все грузинские.
Однако мало кто из русских, живущих здесь, может лично приехать в Тбилиси или в Москву для получения документа. Но выход есть - пункт 2 статьи 39 Закона "О гражданстве РФ" гласит: "При наличии надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению или ходатайству, переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством должна быть удостоверена нотариально".
Учитывая все это, 28 апреля 1998 г. комиссия по гражданству при президенте РФ постановила принимать документы от людей, желающих принять российское гражданство, через Никитченко. В Абхазии люди собирали документы, он привозил их в Москву, оформлял и сдавал в Департамент консульской службы МИД РФ. Там документы перепроверяли, те из них, которые вызывали у российских дипломатов сомнение, Никитченко отвозил на доработку. За три года более 5 тыс. русских, живущих в Абхазии, получили российское гражданство.
Естественно, грузинское внешнеполитическое ведомство обращалось с нотами протеста в МИД РФ, в которых говорилось, что таким образом Москва вмешивается во внутренние дела Грузии. Кроме того, Никитченко работает на общественных началах, у него не было и нет никакого документа, удостоверяющего исполняемые полномочия. Возникали, правда, идеи открыть в Сухуми представительство МИД РФ или наделить председателя Конгресса русских общин Абхазии званием почетного консула.
Однако дело приняло совершенно другой оборот. 30 января 2001 г. комиссия по вопросам гражданства при президенте РФ рассмотрела вопрос о порядке приема документов по вопросу приобретения российского гражданства от лиц, проживающих в Абхазии. Заслушав доклад начальника отдела департамента консульской службы МИД России г-на Смирнова, комиссия согласилась, что прием документов по вопросу приобретения российского гражданства этими людьми должен осуществляться при личном обращении заявителей в департамент или региональные представительства МИД РФ, коих, как мы уже отмечали, в Сухуми не существует. Тем не менее комиссия приняла решение считать утратившим силу свое решение от 28 апреля 1998 г.
За разъяснениями в комиссию обратился председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Борис Пастухов и получил ответ от заместителя ее председателя Владимира Шумова: "Данное решение принято в связи с тем, что значительное число ходатайств, которые поступали в департамент консульской службы через Никитченко и направлялись на рассмотрение комиссии, были оформлены с нарушением требований, установленных Законом "О гражданстве РФ" и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ". Однако сам Никитченко утверждает, что у него никогда и не принимали неправильно оформленных документов, и если таковые были, он всегда увозил их назад в Абхазию для переоформления.
Скорее всего под термином "неправильное оформление" президентская комиссия имела в виду так называемую форму # 9, входившую ранее в комплект документов, необходимых для приобретения гражданства. Это временное удостоверение личности, введенное в Абхазии, - листок с фотографией, печатью и основными данными. 30 января 2001 г. в комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ решили: "Что касается приема справки формы # 9 в качестве документа, удостоверяющего личность, то законодательством о гражданстве такой документ не предусмотрен". Это решение вызвало крайнее недоумение в Абхазии. Дело в том, что, по сути, форма # 9 равнозначна российской форме 2п, утвержденной приказом МВД РФ от 13 сентября 1997 г. "О подтверждении инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ", то есть временному документу, удостоверяющему личность, который в России выдают, например, в случае утери паспорта.
Есть и еще один документ - указ Владимира Путина, заставляющий задуматься о правомочности решения комиссии при президенте. История этого документа уходит корнями в Закон "О поддержке соотечественников за рубежом", подписанный два года назад тогдашним президентом России Борисом Ельциным. Его ст.11 п. 4 гласит: "Гражданами РФ признаются лица, состоящие в гражданстве СССР, и их потомки по прямой нисходящей линии, не заявившие путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств". Однако это положение не вполне согласовалось с российским Законом "О гражданстве". Только 17 мая 2000 г. Владимир Путин подписал Указ "О внесении дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов граждан РФ, утвержденное указом от 10 апреля 1992 г. # 386 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ"".
Согласно путинскому указу, "лицо, на которое распространяется положение п. 4 ст.11 федерального закона о государственной политике РФ в отношении соотечественников при обращении за подтверждением признания его гражданином Российской Федерации, предоставляет в органы внутренних дел или консульские учреждения:
- копию свидетельства о рождении;
- документальное подтверждение того, что оно состояло в гражданстве СССР, или документальное подтверждение того, что оно является потомком лица, состоявшего в гражданстве СССР;
- документальное подтверждение соответствующих органов иностранных государств факта обращения лица с заявлением о нежелании состоять в гражданстве других государств".Последнее невыполнимо в Абхазии, жители которой в настоящее время лишены возможности обращаться в соответствующие органы Грузии для документального подтверждения факта своего нежелания состоять в грузинском гражданстве. Поэтому Геннадий Никитченко просит разрешить предоставлять в качестве документального подтверждения почтовое уведомление об отправке личного заявления в соответствующие органы Грузии. То есть житель Абхазии пишет письмо в МВД Грузии о том, что не хочет принимать грузинское гражданство, а потом берет на почте уведомление о том, что такую бумагу отправил.
Выдвигая все эти идеи, Геннадий Никитченко полагает, что, согласно вышеупомянутым документам, русские жители Абхазии могут являться гражданами России, и, чтобы это осуществить на деле, нужно лишь неукоснительно соблюдать российское законодательство. Как утверждает руководитель Конгресса русских общин Абхазии, принимая гражданство какого-либо государства, человек приносит в него часть собственности. Это хорошо понимают и в Тбилиси, где активно работают над получением абхазами грузинского гражданства. Сейчас Сухумский аэропорт взят в аренду военными наблюдателями ООН, которые нередко совершают перелеты в Тбилиси, откуда привозят грузинские паспорта, для получения которых жителям Абхазии практически не нужно прилагать никаких финансовых или моральных усилий. Интересно, что абхазы активно пользовались этой услугой, ведь наличие грузинского паспорта давало возможность беспрепятственно пересекать КПП "Псоу". Но так было только до введения визового режима на российско-грузинской границе.
Добиваясь принятия русскими, живущими в Абхазии, российского гражданства, Геннадий Никитченко мотивирует это, кроме всего прочего, невозможностью оставить этих людей без консульского обеспечения. Как известно, граждане России, которые проживают заграницей, имеют право голосовать на выборах. Депутатом от Закавказского избирательного округа был космонавт Герман Титов. Сейчас, после его смерти, встал вопрос о выборах другого депутата. Выборы намечены на 18 марта, но на днях поступила информация, что российским гражданам, проживающим в Абхазии, запретили голосовать, поскольку списки избирателей должны быть заверены представителем МИД РФ, то есть послом России в Грузии. Так несколько десятков тысяч российских граждан оказались лишены права свободного волеизъявления.