Глеб Павловский, Фонд эффективной политики Позиция Грузии очень похожа на позицию Пакистана - при плохой игре испортить игру другим, чтобы твои позиции выглядели достойно. Шеварднадзе ведет себя, как генерал Мушараф. У него плохие соседи - чеченские бандиты, которых поддерживают определенные группы внутри страны. И в этом смысле Шеварднадзе лавирует так же, как Мушараф, но с той разницей, что Мушарафа давили США и вполне определенно предлагали ему цену лояльности. А Россия ничего не предлагает Грузии. Но и США ничего не предлагают Шеварднадзе, поскольку он им неинтересен. Поэтому президент Грузии и решил создать основание для интереса к себе. Шеварднадзе хотел бы попасть в положение Мушарафа, для этого ему нужно создать сцену обширного международного кризиса, на которой он занял такую позицию, чтобы с ним стали торговаться. Его задача - заманить американцев в этот регион. Американцы же сейчас, безусловно, не заинтересованы в создании дополнительной напряженности внутри антитеррористической коалиции. Прежняя линия Америки - влезать во все региональные конфликты - уходит в прошлое. Но для России крайне опасно создание кризисной сцены в этом, по сути, приграничном районе. Но мы не можем сейчас повлиять на Шеварднадзе и должны просто максимально обнажать его игру, ни в коем случае не ввязываясь в вооруженный конфликт. Но и признания независимости Абхазии не должно последовать. Валерий Федоров, Центр политической конъюнктуры Возможно, что Грузия выйдет из СНГ. Тем более что Шеварднадзе сейчас находится в катастрофической ситуации. Если раньше его политика состояла в том, чтобы играть на противоречиях между Россией и Западом и добиваться все новых и новых вливаний от своих западных партнеров, при этом предлагая им в обмен лояльность и готовность быть проводником их интересов на постсоветском пространстве, то сейчас, когда отношения России и Запада резко улучшились, ценность такого партнера для Запада резко упала. В то же время значительно обострились проблемы внутри самой Грузии. Я думаю, у Шеварднадзе нет другого выхода, как делать только все более и более радикальные заявления, пытаясь шантажировать и Россию, и Запад открытием нового террористического фронта на границе Грузии и Абхазии. Выход же Грузии из СНГ практически исключен, тем более что последние два года никого в СНГ насильно не держат. На смену эпохи Ельцина, для которого главным было формальное присутствие всех постсоветских государств в СНГ, пришла эпоха Путина, когда СНГ рассматривается как оболочка, а не содержание нашего сотрудничества. Отношения же строятся в основном на двухсторонней основе. Так что, если есть желающие выходить из СНГ, Россия лить слезы ни по кому не будет, скорее наоборот, проблемы возникнут для тех стран, которые откажутся от этого инструмента сотрудничества. Что касается американцев, сейчас они должны думать о том, как противостоять международному терроризму, а победить в этой войне без помощи и поддержки со стороны России невозможно. Россия же лояльно относится к американской акции в отношении Афганистана только до тех пор, пока декларируемая цель этой акции - уничтожение терроризма - соответствует тому, что делают американцы. Когда же гнездо международного терроризма на территории Афганистана исчезнет, повод для союза России и Америки в этом регионе исчезнет. И если американцы решат оставаться в этом регионе, то это послужит серьезнейшим источником противоречий. Пока мы можем надеяться только на благоразумие американской администрации, которая изначально демонстрировала обратные тенденции - нежелание всюду "ставить" американский флаг, а концентрироваться на 3-4 ключевых регионах. Сергей Марков, Институт политических исследований Думаю, заявление Шеварднадзе получит продолжение, и Грузия выйдет из СНГ, поскольку это же решение не только Шеварднадзе, но и парламента республики. Грузия уже давно стремилась к выходу из СНГ. С самого начала она рассматривала членство в СНГ в качестве платы за помощь России в разрешении грузино-абхазского конфликта. Уверен, что выход Грузии будет иметь самые положительные политические последствия. Дело в том, что СНГ на самом деле не несет интеграционных процессов. Что касается других республик СНГ, то это не спровоцирует цепной реакции. Страны входили в СНГ по разным причинам - кому-то нужна была военно- политическая поддержка России (Узбекистан, Таджикистан), другим - налаживание технического сотрудничества. У каждого есть своя причина, и сказать, что СНГ - карточный домик, который готов вот- вот рухнуть, нельзя. Шеварднадзе, делающему реверансы в сторону США, трудно рассчитывать на успех. За исключением одного "но", на которое в России мало кто обращает внимание. Дело в том, что в США власть принадлежит не только Белому дому. В формировании внешнеполитического курса огромную роль играет не только исполнительная власть, но и законодательная. Идея антитеррористического союза с Россией исключительно популярна сейчас в Белом доме, у Буша, который ощущает общность ценностей с Путиным. Но на Капитолийском холме популярна идея защиты бывших советских республик от российского империализма. На каждых слушаниях в конгрессе "грузинский вопрос" обязательно поднимается. И этого добился Шеварнадзе, который при поддержке мощных политических сил на протяжении ряда лет проводил антироссийский курс. материалы: Независимая Газета ї 1999-2000 разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП ї 2000 Опубликовано в Независимой газете от 13.10.2001 Оригинал: находится здесь на сайте "Независимая Газета" |