ГЛАВА 2. ВОЙНА В АБХАЗИИ В ПУБЛИКАЦИЯХ И ДОКУМЕНТАХ

ООН. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ.
ДОКЛАД ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ "О положении в Абхазии, республика Грузия"
28 января 1993 г.

ВВЕДЕНИЕ
   1. В заявлении Председателя Совета Безопасности о положении в Грузии от 10 сентября 1992 года содержалась просьба о том, чтобы я периодически информировал Совет о событиях в Абхазии (см. 8/24542). Настоящий доклад был подготовлен в соответствии с этой просьбой Совета Безопасности.
   2. Настоящий доклад содержит обновленные данные о событиях, связанных с Абхазией, за период после представления моего письма от 10 ноября 1992 года, в которое было включено резюме доклада о деятельности последней миссии Организации Объединенных Наций в Грузии (8/24794). В этом письме я указал, что по сравнению с тем периодом, когда в сентябре 1992 года эту страну посетила первая миссия Организации Объединенных Наций, положение в связи с абхазской проблемой драматически усугубилось. Я указал, что после того, как 1 октября абхазская сторона возобновила боевые действия, соглашение от 3 сентября 1992 года было нарушено, а также предложил возможные пути оказания Организацией Объединенных Наций содействия в осуществлении соглашения от 3 сентября, включая размещение наблюдателей в целях контроля за его соблюдением.
   3. Я также информировал Совет о том, что в соответствии с ранее выдвинутым мною предложением (8/24633), которое было утверждено Советом Безопасности (8/24637), два сотрудника Организации Объединенных Наций остались в Грузии после завершения миссии в середине октября 1992 года, с тем чтобы обеспечить первоначальное присутствие там Организации Объединенных Наций. Кроме того, в ноябре 1992 года в Тбилиси, Грузия, было открыто объединенное временное представительство Организации Объединенных Наций. В настоящем докладе учитывается информация, полученная от должностных лиц Организации Объединенных Наций, находящихся в Грузии.

ПОЛОЖЕНИЕ НА МЕСТЕ
   4. Интенсивность военных действий между грузинскими и абхазскими силами по-прежнему оставалась на высоком уровне. За исключением короткого девятидневного периода (20-29 ноября 1992 года), в течение которого удалось добиться относительного прекращения огня с тем, чтобы обеспечить вывод некоторых российских военных частей из района Сухуми, боевые действия продолжались с прежней интенсивностью.
   5. После того, как в начале октября город Гагра был захвачен абхазскими войсками, основные линии военной конфронтации между грузинскими и абхазскими силами оставались практически без изменений. Грузинские войска оказались не в состоянии вновь взять под свой контроль утраченные территории, а абхазские войска не смогли захватить столицу Абхазии Сухуми, которая регулярно подвергалась обстрелу абхазскими подразделениями. В конце декабря 1992 года правительство Грузии" объявило в Сухуми чрезвычайное положение.
   6. Начиная с середины октября 1992 года боевые действия между абхазскими и грузинскими силами сосредоточивались в двух основных районах, где обозначились линии военного противостояния. Одна из таких линий фронта пролегает в районе реки Гумиста к северу от Сухуми. Ее протяженность составляет порядка 12 км; она пролегает от черноморского побережья до деревни Ахашени. Девятидневное соглашение о прекращении огня, о котором говорится в пункте 2, распространялось лишь на шестикилометровый участок к востоку от Черного моря от этой линии конфронтации, пролегающей вдоль реки Гумиста. С конца ноября 1992 года в районе реки Гумиста имели место интенсивные обстрелы, в ходе которых использовалась артиллерия, многоствольные ракетные установки, минометы и танки. Кроме того, обе стороны постоянно укрепляли свои позиции вдоль этой линии. Помимо этого, более частыми стали обстрелы вне этого региона, которые были направлены на близлежащие деревни, и в частности на город Сухуми. По сообщениям обеих сторон, имели место многочисленные жертвы и большой материальный ущерб. Практически каждый день подвергаются обстрелу гражданские жилые районы, что приводит к увеличению числа жертв и потоков беженцев.
   7. В начале января абхазские войска впервые добились успеха в ходе наступательой операции по границе Грузии в районе реки Гумиста. Как сообщалось, абхазские подразделения захватили часть деревни, однако в течение нескольких часов они были ^тброшены на другой берег реки грузинской стороной. В середине января абхазские войска предприняли очередное нападение с Черного моря с использо-аним малых катеров, оснащенных тяжелыми пулеметами и ракетными установками. Эта попытка высадить ограниченные по численности подразделения на территорию, контролируемую Грузией, также не увенчалась успехом.
   8. Активные боевые действия также имеют место в регионе, расположенном между городами Очамчира и Ткварчели. В этом горном районе линия фронта четко не обозначена. Рельеф местности благоприятствует военным действиям, подобным партизанским. Грузинская сторона установила контроль над районом к югу и востоку от города Очамчира, который расположен на расстоянии примерно 55 км к юго-востоку от Сухуми на Черном море. Грузины также контролируют побережье между Очамчирой и рекой Кодори, которая расположена примерно в 20 км к юго-востоку от Сухуми. Абхазские войска, со своей стороны, контролируют район Очамчиры к востоку от побережья, а именно район от Очамчиры в направлении города Ткварчели.
   9. Деревня Тамиш, расположенная примерно в 10 км к северо-западу от Очамчиры, оказалась в центре текущих боевых действий, направленных на установление контроля над прибрежной дорогой, и в особенности над железной дорогой, соединяющей Абхазию с Тбилиси, столицей Грузии. В начале декабря 1992 года в этом районе активизировались боевые действия, и обе стороны утверждали, что они начали наступательную операцию, но ни одна из сторон не смогла добиться существенных территориальных приобретений. Однако время от времени абхазским войскам удавалось отрезать контролируемые Грузией дороги, пролегающие вдоль побережья.
   10. В первой половине января 1993 года в этом районе вновь наблюдалась активизация военных действий. Представляется, что грузинские войска успешно расширили свой контроль (на несколько километров) на побережье между Очамчирой и рекой Кодори.
   11. Имели место сообщения о более активном использовании в районах боевых действий зенитных ракет. Сообщалось, что обе стороны получили в свое распоряжение ракеты САМ класса "земля-воздух", в результате чего были сбиты два грузинских вертолета. Кроме того, были сбиты один российский военный вертолет, а также российский самолет СУ-25.
   12. Особенно серьезный инцидент имел место 14 декабря 1992 года, когда над абхазской территорией потерпел крушение российский вертолет, в результате чего погибли примерно 60 человек, в основном женщины и дети. Причины, повлекшие за собой этот инцидент, по-прежнему являются невыясненными.
   13. Власти Грузии неоднократно высказывали свою обеспокоенность в связи с тем, что некоторые из российских военных подразделений, дислоцированных в Абхазии, поддерживают абхазские силы. В этой связи г-н Шеварднадзе сделал несколько публичных заявлений с требованием о том, чтобы российские войска в Абхазии были поставлены под непосредственное командование Закавказского военного округа российских вооруженных сил, штаб которого находится в Тбилиси.
   14. Грузинские и абхазские силы по-прежнему обвиняют друг друга в серьезных нарушениях прав человека в Абхазии. Обе стороны обратились с просьбой о направлении международной комиссии для расследования этих обвинений.

ПОЛОЖЕНИЕ В ГУМАНИТАРНОЙ ОБЛАСТИ
   15. Боевые действия в Абхазии, которые продолжаются с прежней интенсивностью, привели к тому, что десятки тысяч мирных жителей из этого региона оказались на положении беженцев, и создали серьезную гуманитарную ситуацию в районах конфликта, которая усугубляется зимними условиями. Поступили сообщения о том, что в некоторых частях Абхазии сложилась чрезвычайная гуманитарная ситуация, в особенности в районе находящегося под контролем Абхазии, но блокируемого грузинскими силами города Ткварчели, население которого увеличилось в результате прибытия большого числа беженцев.
   16. Два должностных лица Организации Объединенных Наций в Грузии-посетили район Ткварчели в сопровождении представителя Международного комитета Красного Креста (МККК). Им сообщили, что крайне необходимо доставить в этот район основные продукты питания, товары медицинского назначения и зимнюю одежду. Российская Федерация предложила поставить в этот район в чрезвычайном порядке продовольствие, которое будет перевозиться российскими вертолетами с опозна-ательными знаками Красного Креста из российского города Сочи в Ткварели. К Организации Объединенных наций была обращена просьба рассмотреть возможность направления в этот район небольшого числа наблюдателей в целях контроля за погрузкой, транспортировкой и разгрузкой продуктов питания. Временое предста-ительство Организации Объединенных Наций в Тбилиси в срочном порядке обсудит этот вопрос со всеми заинтересованными сторонами и, как ожидается, представит конкретные предложения в Центральные учреждения ООН.
   17. Помимо этого, по просьбе правительства Грузии в конце января 1993 года в Грузию, в том числе в Абхазию, прибудет миссия Организации Объединенных Наций по оценке гуманитарных потребностей. В состав этой миссии, координация деятельности которой будет осуществляться Департаментом по гуманитарным вопроам (ДГВ), войдут представители ЮНИСЕФ, УВКБ и МПП.

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ
   18. После представления моего последнего доклада Совету я получил два письма от Председателя Парламента и главы Государства Грузии г-на Эдуарда Шеварднадзе. В своем письме от 11 ноября 1992 года г-н Шеварднадзе, в частности, указал, что конфронтация в Абхазии приобрела более острый характер и число жертв увеличивается. Г-н Шеварднадзе также указал, что остается мало времени для мирного урегулирования конфликта. Исходя из этого, он настоятельно призвал Совет Безопасности принять меры в поддержку мирного урегулирования абхазского кризиса (см. 8/24802).
   19. В своем письме от 25 декабря 1992 года г-н Шеварднадзе высказал глубокую обеспокоеность в связи с тем, что эскалация конфликта в Абхазии может повлечь за собой дестабилизацию положения во всем кавказском регионе. В частности, он отметил, что проникновение нерегулярных формирований и военные поставки из северо-кавказского региона Российской Федерации, направленные на поддержку абхазских сил, продолжаются. Г-н Шеварднадзе вновь просил включить вопрос об абхазском конфликте в повестку дня Совета Безопасности и, учитывая возможность эскалации конфликта, предложил обсудить его на официальном заседании Совета. Он заявил, что Совет Безопасности, возможно, пожелает принять резолюцию, предусматривающую, в частности, направление в Абхазию сил Организации Объединеных Наций по поддержанию мира. Кроме того, он счел необходимым, чтобы Совет обратился ко всем государствам - членам Организации Объединенных Наций с призывом не допускать каких-либо посягательств на территориальную целостность Республики Грузии (см. 8/25026).
   20. Для решения вопросов, поднятых в его письме от 25 декабря 1992 года, г-н Шеварднадзе направил в Организацию Объединенных Наций специального представителя г-на Сандро Кавсадзе в целях проведения консультаций с Председателем и членами Совета Безопасности, а также с должностными лицами Секретариата относительно возможных будущих шагов, которые могут быть предприняты Организацией Объединенных Наций в поддержку возобновления мирного процесса, а также присутствия при обсуждении этого вопроса на заседаниях Совета. Согласно письму г-на Шеварднадзе специальный представитель подчеркнул заинтересованность его правительства в более активном участии Организации Объединенных Наций в оживлении мирного процесса.
   21. В ходе своих бесед с должностными лицами Организации Объединенных Наций специальный представитель обратил внимание на следующее:
     1) правительство Грузии желает возобновить мирный процесс на основе соглашения от 3 сентября и готово согласиться на безотлагательное прекращение огня при условии восстановления статус-кво до абхазского нападения 1 октября 1992 года;
     2) правительство Грузии хотело бы, чтобы Организация Объединенных Наций разместила своих наблюдателей/силы по поддержанию мира в целях наблюдения за лрузинско-российской границей в Абхазии и охраны железной дороги и путей сообщения в Абхазии. В данном контексте грузинские должностные лица указали, что открытие вновь этой транспортной магистрали будет также в значительной степени отвечать интересам Армении;
     3) правительство Грузии приветствовало бы добрые услуги Генерального секретаря по изучению абхазской проблемы и вынесению рекомендаций в отношении мирного урегулирования. Правительство Грузии выражает готовность последовать этим рекомендациям при том понимании, что они обеспечивают уважение территориальной целостности и суверенитета Грузии, а также прав человека всех граждан Грузии.

ЗАМЕЧАНИЯ
   22. В период после представления моего письма Совету 10 ноября 1992 года положение в Абхазии еще более ухудшилось. Продолжающиеся боевые действия создают серьезную угрозу сохранению международного мира и безопасности во всем кавказском регионе и за его пределами. Вспышка межэтнических столкновений в начале ноября 1992 года между североосетинскими и ингушскими силами в северокавказском регионе Российской Федерации, которая послужила причиной введения Президентом Ельциным временного чрезвычайного положения, является еще одним свидетельством наличия потенциально взрывоопасной ситуации на Кавказе. Как я указывал в моем последнем докладе Совету, если эту ситуацию не удастся урегулировать, вероятность возникновения крупного конфликта будет весьма высокой.
   23. Соглашение от 3 сентября по-прежнему является наилучшей основой для возобновления мирного процесса. Тем не менее восстановление жизнеспособного мирного процесса в Абхазии на основе положений соглашения от 3 сентября может потребовать более активной поддержки со стороны международного сообщества в целях содействия достижению сторонами соглашения о прекращении огня и выработки путей политического урегулирования.
   24. С этой целью я рассматриваю возможность направления в Грузию новой миссии в целях обзора положения в Абхазии, с тем чтобы провести оценку общей политической ситуации. В рамках этой миссии можно было бы также обсудить и предоставить рекомендации в отношении практических вопросов, включая немедленное прекращение огня и контроль за его соблюдением с уделением особого внимания границе между Грузией и Российской Федерацией в Абхазии, а также охране железной дороги и путей сообщения в Абхазии. Я, возможно, также направлю в Абхазию миссию по установлению фактов, касающихся прав человека, в целях расследования заявлений о якобы имевших место нарушениях прав человека обеими сторонами. Если Совет Безопасности поддержит этот курс действий, я предприму их, как только это станет практически возможным.

***


[Оглавление] [Дальше]

Хостинг от uCoz