ГЛАВА 4. УНИЧТОЖЕНИЕ И РАЗГРАБЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.


   СЛОВО АЛЕКСИЯ II К ВЕРУЮЩИМ ГРУЗИИ.


   В разгар войны в Южной Осетии Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II обратился к Католикосу Грузии Илие II и верующим Грузии. События, произошедшие спустя полтора года в Абхазии, настолько напоминают юго-осетинские, что мы нашли уместным привести тут обращение Первоиерарха Русской Православной церкви, напечатанное в газете "Известия" № 46 за 22 февраля 1991 года.
   Предстоятель Русской православной церкви Алексий II 20 февраля направил письмо Святейшему Католикосу - Патриарху Всея Грузии Илие II с обращением к верующим этой республики. Патриарх Московский и Всея Руси пишет:

   Ваше Святейшество и Блаженство! В эти начальные дни спасительного поприща Великого Поста я обращаюсь к Вашей Святыне с братским приветствием по поводу пришедшей св. Четыредесятницы. И, как велит православная традиция, прежде всего испрашиваю у Вас прощения, если в минушем году я соргрешил против Вас чем-то в слове, деле или помышлении.
   Однако я прошу извинить меня не только в силу традиции, но и потому, что чувствую необходимым для себя совершить действие, выходящее за рамки канонического церковного права. В эти дни я считаю необходимым обратиться к пастве не моей, а Вашей Церкви. Побуждают меня к этому печальные вести, идущие из Южной Осетии.
   Дорогие братья и сестры! Первые дни Великого Поста для всех христиан -время особого духовного бодрствования, трезвения, время сугубой тщательности в определении подлинных мотивов тех или иных своих действий и, соответственно, в их оценке. Это - время покаяния, когда человек, стоя перед лицом своих бед и невзгод, старается, вопреки своим привычкам, найти все же вину в себе, а не "причины" и "поводы" вне себя.
   И потому, веря, что народы Грузии не только по имени, но и по духу своему являются христианами, я надеюсь, что мое слово будет воспринято с большим пониманием именно в эти дни.
   Во мне и в вас течет одна Кровь - Кровь Христова, даруемая нам Господом в Таинстве Причастия. Лишь административные и управленческие структуры обособляют Русскую и Грузинскую Православные Церкви, но они, конечно, более чем сестры - они едины в целостности единого организма Вселенской Церкви Христовой.
   В эти дни, когда люди готовы в спорах за землю проливать на эту землю кровь людей, Слово Божие,которое все мы слишком склонны забывать за немолчным шорохом газетных страниц, да напомнит нам, что мы - пришельцы на земле, и наш путь лежит к Вечному Богу, и весь он подобен Пасхе - в ее древнеиудейском смысле стремительного перехода. "Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего" (Евр. 13, 14).
   Творцом нам вручена земля. И мы должны будем дать ответ в том, как использовали мы данный нам талант. Скажем ли мы: "Вот, Господи, мы любили эту землю и, живя на ней, мы славили Тебя, ее Творца; и мы выращивали виноград и пшеницу, а вино и хлеб приносили в Твои алтари, чтобы через эти самые простые земные дары Ты смог приобщить нас к Себе." Или скажем:
   "Вот, Господи, мы так любили эту землю, что убивали и прогоняли всех, кто, кроме нас, хотел назвать ее своею..."
   ... В одном древнем предании говорится, как некий монах осудил своего брата. Через некоторое время тот, кого он осудил, умирает. И вслед за тем было осудившему видение: перед ним предстал Ангел с душой усопшего брата и сказал: "Вот, ты взялся осудить его. Что ж, как ты скажешь, так и будет. Скажи же: достоин ли он вечной погибели? Но, помни, как только ты примешь решение, оно будет исполнено." И человек, столь легко делавший себя судьей в человеческих делах, в ужасе отказался совершить последний суд...
   Я хочу спросить любого человека, любой национальности: Вот, перед лицом Христа, ты встретился с человеком, которого ты считаешь своим врагом и врагом своей земли и своего народа. И вот, там перед лицом Христа - сможешь ли ты повторить свой суд и сказать: "Поскольку он мешает мне жить, да будет он предан смерти?!" А всякий иной суд, который можно было бы совершить и оправдать, лишь скрывшись от лица Бога (Быт. 3,8) - лукав и неправеден.
   Один скончавшийся несколько лет назад московский священник на вопрос,что нельзя есть Постом, напутствовал: "Людей не ешь..." Как же можно войти в Пост, приблизиться к Чаше Христовой, творя или оправдывая насилия?! А оно сегодня - в Южной Осетии и на улицах Цхинвали.
   Иверия - земля Божией Матери. Но не может же Она благословлять тех, кто блокирует, лишает самого необходимого многотысячный город, к тому же населенный православными христианами!
   Ваше Святейшество! Вы лучше знаете народы Вашей Церкви, их души и характеры. Вы лучше найдете слова, которые пояснили бы, что христианская вера не дает права ненавидеть кого бы то ни было на "законном" основании.
   И если даже мы священническим словом и не сможем остановить кровопролитие, но, возвысив свой голос против него, мы по крайней мере избежим другого греха - не дадим повода врагам Православия утверждать, что наши национальные Церкви не могут-де стать выше национализма. Действительно, ведь негоже, по мудрому слову Апостола, чтобы из-за грехов и немощей верующих хулилось Имя Божие...
   Остаюсь искренне Любящим Ваше Святейшество, всегда молящийся за Вас и просящий Ваших молитв
   Алексий,
   Патриарх Московский и Всея Руси.

***


[Оглавление] [Дальше]

Хостинг от uCoz